СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

К началу 1943 года стратегическая обстановка на кавказском направлении советско-германского фронта была благоприятной для окружения и полного разгрома крупной немецкой группировки на Северном Кавказе. Войска Сталинградского фронта к началу 1943 года вышли на рубеж Лозной — Приютное, создав угрозу тылам немецкой группировки на Кавказе. Замысел операции советского командования заключался в том, чтобы согласованными ударами войск Южного и Закавказского фронтов с северо-востока, юга и юго-запада расчленить и разгромить главные силы группы армий «A», не допустив её отхода с Северного Кавказа.

1 января 1943 года войска Южного фронта перешли в наступление на ростовском и сальском направлениях. Немецкая 1-я танковая армия, стремясь избежать окружения, под прикрытием сильных арьергардов начала отходить в направлении на Ставрополь. 3 января перешли в наступление войска Северной группы Закавказского фронта.

Преследуя противника, 58-я армия овладела Моздоком и совместно с соединениями Северной группы начала преследование противника на всем 320-километровом фронте. За трое суток войска Северной группы продвинулись на некоторых участках на 25-60 км. Развивая преследование, соединения Северной группы при поддержке 4-й воздушной армии к середине января освободили города Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск.

Немцам удалось организованно отойти на укреплённый рубеж обороны по рекам Кума и Золка, где с 8 по 10 января войска Северной группы вели упорные бои. Лишь 21 января 44-я армия при поддержке партизан освободила город Ставрополь. 23 января конно-механизированная группа вышла в район Сальска, совершив 200-километровый бросок, где соединилась с частями 28-й армии Южного фронта. К 4 февраля вышли на рубеж 30-40 км северо-восточнее Краснодара в районы Раздольная, Воронежская. Войска Северо-Кавказского фронта почти вплотную приблизились к Азовскому морю в районах Новобатайска, Ейска и Ясенки.

1112 января на вспомогательном направлении из района северо-восточнее Туапсе перешли в наступление ударные группировки 46-й и 18-й армий. Успешное наступление 56-й армии — за семь дней боёв она прорвала немецкую оборону в районе Горячего Ключа и, продвинувшись на 30 км, вышла на ближние подступы к Краснодару. Для того, чтобы не дать уйти немецким войскам в Крым через Керченский пролив, Ставка ВГК приказала Черноморской группе Закавказского фронта главными силами овладеть Новороссийском и освободить Таманский полуостров, а правофланговыми соединениями выйти в район Краснодара. 29 января был освобождён Майкоп. К 4 февраля войска Черноморской группы вышли на рубеж реки Кубань и в район станицы Усть-Лабинская.

В целом немецким войскам удалось избежать окружения и отойти в западную часть Краснодарского края и в район севернее Ростова. Несмотря на это, результаты Северо-Кавказской операции имели большое политическое значение. Были сорваны планы немецкого командования на дальнейшее наступление на Кавказе, на которое оно теперь не имело сил.

 

20.04.2023
НАРОДЫ КАВКАЗА
20.04.2023

 

Народы Кавказа: традиции, культурные особенности и великий этнос

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

Народы, живущие бок о бок на Кавказе

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ – практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

история народов КавказаПо численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм – лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культура народов КавказаКультуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Культура народов Кавказа стала одной из тех «изюминок», которые делают механизм российской культуры более многоликой. И основными качествами, которые делают историческую цивилизацию очень ценной для современного человечества, являются нетерпимость и толерантность.

Характерные горцам качества

Толерантность помогает до сих пор северокавказским нациям плодотворно сотрудничать с другими народностями, лояльно преодолевая проблемы и стремясь урегулировать конфликты мирно. А благодаря нетерпимости (и в конкретно этой ситуации она касается неприемлемости иного) коренные народы Кавказа смогли избежать чрезмерного давления извне и сохранить свою «авторскую» самобытность.

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Многогранность языкового наследия

Многогранность языкового наследияКавказ – одновременно удивительный и сложный регион. И имеется в виду не только религиозные особенности этого горного края, но и этнические отношения, языковую специфику. Народы Северного Кавказа являются носителями более, чем трех десятков языков и диалектов. Поэтому иногда историки этот удивительный уголок России называют «русским Вавилоном». 

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) – распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Кавказ – практически интернациональный регион.

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцевОдной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

На фоне этого часто на Кавказе можно встретить целые села, поселки и общины, которые стали обособленными друг от друга. В результате начинали создаваться «свои», локальные обычаи, ритуалы, обряды, традиции. Ярким примером тому можно считать Дагестан. Здесь установившиеся правила и порядок в быту соблюдали отдельные села и даже тукхумы.

Такая эндогамность привела к тому, что понятия «свое» и «чужое» имело четкие обозначения и рамки. Характерными для кавказских народов стали понятия «апсуара» и «адыгагъэ», с помощью которых горцы обозначили свод нравственных норм поведения абхазов и адыгов соответственно.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

традиции народов Северного КавказаНа сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

  1. Радушная встреча. Понятия Кавказ и гостеприимство давно считаются синонимами. Обычаи, связанные с радушным приемом гостей, прочно укоренились в этносе горцев и стали одним из самых важных аспектов их быта. Стоит заметить, что до сих пор активно практикуются традиции гостеприимства на современном Юге Кавказа, вот почему туристы с радостью снова и снова любят посещать этот край.
  2. Похищение невест. Этот обычай можно отнести к самым неоднозначным, но широко распространенным на всем регионе. Изначально инсценировка должна была помочь родным жениха избежать уплаты калыма. Но впоследствии сюжет похищения, согласованного с обеих сторон, стал применяться для разных ситуаций. Например, когда родители не одобряют чувств своих детей или когда младшая дочь планирует выйти замуж раньше другой… В подобных ситуациях «кража» невесты – подходящее решение, а также «Древний и красивый обычай», как говорил один из главных героев знаменитой «Кавказской пленницы». Кстати, сейчас за реализацию подобной затеи виновников торжества могут наказать по закону, ведь традиция похищения преследуется Уголовным кодексом РФ.
  3. Традиция кровной мести. Кавказ – это регион, где много традиций противоречат светским и моральным стандартам государства. И обычаи кровной мести – самый яркий пример. Удивительно, но эта традиция не прекращала своего существования с того самого момента, как история Северного Кавказа начала независимое становление. Не имея срока давности, данная традиция до сих пор практикуется в некоторых регионах горного края.

Другие интересные традиции

традиции народов Северного КавказаСуществуют и другие традиции народов Северного Кавказа. Есть интересные свадебные обряды, которые удивляют своей красотой и нестандартностью. Например, традиция «свадебное скрывание», подразумевающая раздельное празднование бракосочетания. Молодожены первые дни после свадьбы отмечают событие в разных домах и даже не видятся.

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

эпос народов КавказаОтдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

 

Ставрополье в годы Первой мировой войны

С 2013 года в России ежегодно отмечается День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. В этот день мы вспоминаем жертв первого глобального военного конфликта, разразившегося в Европе 1 августа 1914 года и затем вовлекшего в участие прямо или косвенно большинство государств мира.

С началом войны во всём мире её называли «Великой войной» или «Большой войной». В Российской империи, апеллируя к памяти об Отечественной войне 1812 года, официально её стали называть «Вторая Отечественная» и «Великая Отечественная». В обиходе же войну называли просто «германской». За время участия России в Первой мировой войне в армию было призвано около 12 млн. человек, почти 2 млн. из которых пали на полях сражений. Война навсегда изменила ход мировой истории и судьбы миллионов людей, не исключая и наших земляков-ставропольцев.

Отражение воздушной атаки.JPG

 

Отражение воздушной атаки

В августе 1914 года, к началу Первой мировой войны, Ставропольская губерния достигла пика своего экономического развития. Площадь губернии достигала 60 тыс. кв. км. Губерния граничила с Кубанской областью на западе, Областью Войска Донского и Астраханской губернией на севере и Терской областью на юге и юго-востоке. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, население губернии составляло 873 тыс. человек. В начале ХХ века численность населения губернии продолжала расти как за счёт колонизации, так и за счет естественного прироста. На 1 января 1914 года население достигло 1 283 608 человек. Более 95 % населения составляли русские и украинцы.

 

Ставропольская губерния была регионом бурно развивающегося аграрного капитализма. В 1914 году посевные площади губернии достигали 2490,6 тыс. десятин (2739,7 тыс. га), валовый сбор зерна составил 107,3 млн. пудов. В предвоенном году губерния вышла на второе место в России по чистому сбору продовольственных хлебов на душу населения, уступая только Кубанской области. Положение это сохранилось и в 1914 – 15 гг. 

 

В начале ХХ века значительные перемены произошли в скотоводстве. Изменился состав крестьянского стада: появилось больше лошадей, ставших тяг­ловой силой в хозяйстве, а волов, использовавшихся при распашке целины, меньше, так как основной массив пригодных для хозяйства земель уже был распахан. Уменьшилось поголовье овец, но увеличилось поголовье свиней, выращиваемых, главным образом, для собственных нужд. В среднем на одно крестьянское хозяйство на Ставрополье приходилось 4,2 лошади и 2,1 вола. Большое развитие получило заводское коневодство в Пятигорском округе Терской области. Активно развивались банки, кредитные учреждения, кооперативное движение. Всего на Ставрополье действовало 79 банков и кредитных товариществ, выдававших около 2 млн. рублей в год (примерная покупательная способность рубля в предвоенный период равна 1500 современных рублей). Во время войны кооперативное движение продолжало активно развиваться (к 1917 году в 107 кооперативах было объединено около 60 тыс. чел.).

 

Известие о начале войны пришло в губернию 2 августа 1914 года и было встречено населением неоднозначно. Наряду с широким патриотическим подъёмом, по городам и сёлам прошли массовые сходы и манифестации с выражением преданности Родине и императору, крестьяне, занятые на уборке урожая, были застигнуты врасплох.

 

8 августа в Ставропольской губернии было объявлено положение о чрез­вычайной охране, и вся полнота административной и военной власти пере­шла в руки губернатора. Начавшаяся мобилизация не вызвала серьёзных трудностей. Её провели организованно и в срок. Дезертиров практически не было. Пунктом сбора новобранцев был назначен ставропольский железнодорожный вокзал.

Русский агитационный плакат.jpg

 

Русский агитационный плакат

 

Один из современников вспоминал: «Представьте торжественный момент: военный оркестр почти беспрерывно играет гимн и «Прощание славян­ки», настроение бодрое – всюду ажитация. Мужики кричат «Ура!», женщи­ны плачут и крестятся, бравый старичок призывает бить супостата. Здесь же молодые ребята наяривают на балалайке частушки. Настроение у всех праздничное, все уверены в победе,  наиболее ретивые из офицеров  боятся опоздать к решающему сражению. Все убеждены, что война продлится недолго, от силы 2 – 3 месяца. Много говорят о будущих георгиевских кавале­рах».

 

 

Музыкальная команда полка.JPG

 

Музыкальная команда Самурского полка

 

Только в первые дни мобилизации в губернии было призвано на службу около 30 тыс. человек. За годы войны в армию призвано 154,7 тыс. ставропольцев. Для сравнения: в Кубанской области мобилизовали 159,8 тыс. чело­век при населении около 2 млн., в Терской области мобилизовали 55,4 тыс. человек при населении, примерно равном населению Ставропольской губернии. Всего по Северному Кавказу в армию призвали 377 тыс. человек.

 

В первой половине августа состоялись чрезвычайное губернское и уездные земские собрания, которые рассмотрели вопросы, связанные с войной. В частности, были приняты решения об оказании помощи семьям моби­лизованных и об уменьшении налогов для них, о создании комитетов помо­щи раненым воинам.

Офицерская кухня на привале.JPG

 

Офицерская кухня на привале

В губернии и на Кавказских Минеральных Водах предстояло выполнить большую работу по развёртыванию госпиталей. По решению Кавказ­ского съезда городских голов, предусматривалось открыть госпитали на Кавминводах и в Георгиевске на 10750 мест и в Ставропольской губернии на 1755 мест. Всего в годы войны на Ставрополье работало 45 госпиталей. Для обеспечения их персоналом общество Красного креста и губернское земство организовали краткосрочные медицинские курсы, на которых было подготов­лено более 100 сестёр милосердия. На курсы принимались девушки, окончив­шие обучение в гимназии.

 

Не осталась в стороне и Ставропольская епархия. В здании Андреевско-Владимирского православного братства открылся епархиальный госпи­таль. На нужды увечных воинов было собрано около 10 тыс. рублей, а на склад при архиерейском доме поступили многие сотни сорочек, полотенец и постельного белья.

Плакат Жертвуйте на дом инвалидов.jpg

 

Плакат «Жертвуйте на дом инвалидов» 

 

К началу войны в губернии было 2628 промышленных предприятий, в подавляющем большинстве занимавшихся переработкой сельхозпродукции. С началом войны резко возросла численность российской армии и её потреб­ности в боеприпасах, обмундировании и продовольствии. Ставрополье стало одним из основных поставщиков продовольствия и фуража для армии. Уско­ренными темпами на Ставрополе был построен новый мясоконсервный завод. Мастерские Михайловского ремесленного училища приспособили для произ­водства мин и бомб.

 

Многие уроженцы Ставропольской губернии не только с честью выполнили свой воинский долг, но и показали на фронтах Первой мировой войны образцы воинского героизма.

 

В ноябре 1915 года, находясь на излечении в Ставрополе, был награ­ждён Георгиевским крестом I степени унтер-офицер Н.А. Вацько, уроженец села Тахты Медвеженского уезда. Свою первую боевую награду, Георгиевский крест IV степени, он получил ещё в Русско-японскую войну 1904 – 1905 годов. В годы мировой войны за героизм и находчивость при исполнении боевых заданий он был награждён ещё тремя крестами и стал полным георги­евским кавалером. 

 

Василий Иванович Книга, крестьянин села Митрофановского, за мужество, проявленное в боях, стал в годы войны кавалером Георгиевского креста всех четырёх степеней, был награждён семью медалями и золотым бельгий­ский крестом.

Прапорщик В.И.Книга - полный георгиевский кавалер.jpg

 

Прапорщик В.И. Книга – полный георгиевский кавалер

Полными георгиевскими кавалерами были К.А. Трунов, П.Л. Романенко, Ф.Г. Шпак и многие другие уроженцы Ставрополья, ставшие впослед­ствии видными советскими военачальниками, участниками Гражданской и Великой Отечественной войн. Имя героя Первой мировой войны, полного георгиевского кавалера, маршала С.М. Будённого носит г. Будённовск Став­ропольского края.

 

Одним из первых офицеров-ставропольцев боевой награды был удосто­ен подпоручик В.В. Станкевич. С первых дней войны он участвовал в боевых действиях и был награжден за храбрость орденом св. Анны IV степени. За умелое проведение в конце августа 1914 года глубокой разведки в тылу про­тивника и захват четырёх пулемётов он был награждён орденом св. Георгия IV степени.

 

В действующую армию отправились добровольно сёстрами милосердия десятки ставропольских девушек. Среди них Л.В. Яроцкая (Орловская), Е.Б. Мавило, Р.М. Иванова и другие. Л.В. Яроцкая  неоднократно с риском для жизни помогала раненым на передовой. В декабре 1915 года вместе с мужем-врачом она погибла при исполнении врачебного долга.

Сестра милосердия Римма Иванова.jpg

 

Сестра милосердия Р.М. Иванова

Елена Брониславовна Мавило, дочь ставропольского губернатора Б.М. Янушевича, прошла войну сестрой милосердия в Туркменском санитарном отряде (отряд был создан на пожертвования ставропольских туркмен). Вместе с отрядом делила она тяготы фронтовой жизни, работала с полной отда­чей и была удостоена Георгиевской медали IV степени.

 

Осенью 1915 года всю Россию облетела весть о подвиге и героической гибели медсестры Риммы Михайловны Ивановой. 9 сентября 1915 года, находясь под огнём в расположении 10-й роты 105-го Оренбургского полка у села Мо­края Дуброва (ныне Белоруссия), она оказывала помощь раненым. Когда в роте погибли все офицеры и возникла угроза окружения, Римма Иванова под­няла в атаку солдат. Враг был обращён в бегство, но сестра милосердия полу­чила смертельное ранение и скончалась на поле боя. За беспримерный ге­роизм девушка была награждена орденом св. Георгия IV степе­ни и стала единственной женщиной в истории, удостоенной этой высокой на­грады за конкретный подвиг.

Обложка журнала Заря. 11 октября 1915 г.JPG

 

Обложка журнала «Заря». 11 октября 1915 г.

 

Неувядаемой славой покрыл себя на фронтах Первой мировой войны 83-й пехотный Самурский полк, один из старейших и уважаемых полков Кавказского корпуса Российской императорской армии.

Офицеры Самурского полка с командующим Западным фронтом генералом А.Е.Эвертом.JPG

 

Офицеры Самурского полка с командующим Западным фронтом генералом А.Е. Эвертом

Полк был сформирован в 1845 году из солдат и офицеров нескольких частей, размещённых на Кавказе. В разное время полк воевал на Кавказе и в Средней Азии, был расквартирован в Баку, разных местностях Чечни и Дагестана и только в 1910 году переведён на постоянную дислокацию в Ставро­поль. Отсюда полк под командованием полковника К.А. Стефановича уходил на фронт мировой войны. В его составе по призыву военного времени служило много уроженцев Ставрополя и сёл: Надежды, Старомарьевки, Серги­евского, Бешпагира. В этом полку в качестве военного врача служил брат Риммы Ивановой – Владимир Михайлович Иванов.

 

В течение трёх лет Самурский полк участвовал в боях с австро-венгерскими и германскими войсками на территории Галиции (запад и юго-запад современной Украины) и Польши. За это время погибли многие солдаты и кадровые офицеры, в том числе и любимый командир самурцев, генерал-май­ор Казимир Альбинович Стефанович. Его прах с воинскими почестями был  захоронен в Ставрополе. В 1917 году 83-й Самурский полк как часть россий­ской армии был расформирован. Бывшие солдаты и офицеры приняли участие в начавшейся Гражданской войне на стороне как Красной, так и Белой армий.

Командир 83 Самурского полка К.А. Стефанович (слева) с награждёнными нижними чинами.JPG

Командир 83 Самурского полка К.А. Стефанович (слева) с награждёнными нижними чинами

В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника сохранилась редкая реликвия – фронтовой альбом самурцев, и сегодня, более века спустя, мы видим через объектив полкового фотоаппарата фрагменты окопной правды.

 

 

В окопах. Осень 1916 г.JPG

В окопах. Осень 1916 г.

 

Станичная летописьhttps://essentuki.ru/history.php

1803 год.

Российским императором Александром I поручено главнокомандующему на Кавказе, князю П.Д. Цицианову заняться обустройством в регионе современных Кавказских Минеральных Вод казачьих станиц. Планируемые казачьи поселения по реке Подкумок должны были обозначить границы и защитить кавказских жителей от набегов горцев.

1825 год.

Между Кисловодской и Константиногорской крепостями закладывается станица, основанная 235-ю казачьими семьями-старообрядцами. Туда же был передислоцирован из города Екатеринограда Штаб Волгского полка под командованием майора П.С. Верзилина со всеми полковыми регалиями.


Станица Ессентукская

Станица Ессентукская в позапрошлом веке

 

1831 год. Летом этого года станица Ессентукская была внезапно атакована отрядом вооруженных горцев. В неравной схватке погибли все казаки – защитники Ессентукского поста.

1835 год. Население станицы составляет 1000 человек (70% из них старообрядцы).

1840 год. Учитель ставропольской гимназии П.И. Хицунов, посетив КМВ отметил, что «Станица Ессентуки, людная и порядочно обустроенная». К тому времени населенный пункт насчитывал 2 церкви, причем одна из них была старообрядческой.

1843 год. В мае месяце крупными отрядами немирных горцев в количестве 3 тысяч ружей была предпринята последняя попытка нападения на развивающиеся курорты КМВ. Однако нападение было успешно отражено казаками Кавказского линейного войска.

1845 год. 14 февраля произошло деление Волгского полка на два. Вновь созданные 1-й и 2-й Волгские полки вошли в состав 6-й бригады Кавказского линейного казачьего войска, под командованием полковника Н.И. Евдокимова.

 


Генерал Волгского полка Евдокимов Н.И.

Генерал Волгского полка Евдокимов Николай Иванович


1847 год. В апреле территория источников минеральных вод станицы Ессентукской передана из ведения Кавказского линейного казачьего войска в казну государства.

1850 год. По дороге из Пятигорска в Кисловодск 20 – 21 сентября в станице остановился будущий император – Великий князь Александр Николаевич (Александр II) со свитой. Высокого гостя станичное казачество встретило при полном параде с соответствующим рапортом полкового начальства.


Александр Второй

Великий князь Александр Николаевич (Александр II)


1852 год. Разработана система отпуска минеральной воды в бочки для предотвращения ее фальсификации казаками. Вода начала отпускаться с обязательным указанием даты по билетам.

1856 год. 25 июня полковые регалии волгцев пополнились голубым знаменем с надписью «За отлично усердную службу» согласно Высочайшего Указа переданное им в память об императоре Николае I.

1859 год. Население станицы Ессентукской составляет 2970 человек.

1861 год. Происходит деление Кавказского линейного казачьего войска на Терское и Кубанское. В числе остальных станиц Волгского полка Ессентукская отходит в ведомство Терского казачьего войска.


Казаки Волгского полка

Казаки Волгского полка в ст.Ессентукской


1865 год. Волгский полк удостоен 19 историческим знаменем с георгиевскими лентами. Новую награду украшала надпись «За отличие в покорении Восточного и Западного Кавказа».

1867 год. Население станицы Ессентукской составляло 3680 человек (462 двора). В станице имелись аптека с фельдшерским покоем и хлебный склад, была открыта начальная школа. Здесь же располагались полковое управление Волгского полка, сотенная канцелярия и управление Первой бригады ТКВ.

1876 год. По результатам подворной переписи в станице проживало 5190 человек (953 двора) в том числе казачьего сословия 4328 жителя.

1886 год. Открытие при Николаевской церкви первой церковно-приходской школы и первой метеостанции, организованной фельдшером Калашниковым.

1889 год. 1-й Волгский полк, формировавшийся из станичных казаков, передан в состав Кавказской бригады 2-й Казачьей Сводной дивизии, для прохождения службы в Бессарабии.

Наказной атаман С.А. Шереметев

Войсковой наказной атаман Кавказских казачьих войск С.А. Шереметев


Алексей Сергеевич Ермолов

Алексей Сергеевич Ермолов - министр государственных имуществ


1891 год. Согласно новому положению об общественном управлении станиц почетные ессентукские станичники выбирают: Войскового наказного атамана Кавказских казачьих войск С.А. Шереметева и Министра государственных имуществ А.С. Ермолова.



Голицын Г.С.

Князь Голицын Григорий Сергеевич


1897 год. Знакомится с регионом Кавказских Минеральных Вод и занимает пост ушедшего в отставку по болезни Шереметева генерал-адъютант князь Г.С. Галицын.


Ессентукское одноклассное училище

Ессентукское одноклассное трехкомплектное училище


1914 год. Начальником области и Наказным атаманом Терского казачьего войска утвержден проект постройки православного собора имени Святой Троицы. Кроме того, в связи с ростом станицы, рассматривается вопрос о строительстве одноклассного трехкомплектного училища на территории за рекой Подкумок.


Железнодорожное полотно в Ессентуках

Железнодорожное полотно в Ессентуках начала XX века


1915 год. Станичным Сбором одобрен план заселения территорий по обе стороны полотна железной дороги, соединяющей города КМВ.

Пантелеймоновский храм в Ессентуках

Пантелеймоновский храм в Ессентуках начала XX века


К лету на Базарной площади построен станичный крытый рынок. К тому времени в Ессентукской действовали:

  • три православных церкви (Троицкая, Никольская и Пантелеймоновская);
  • две старообрядческие (Петропавловская и Покровская);
  • одна единоверческая (Богоявленская).

 


Шкуро Андрей Григорьевич

Генерал Шкуро Андрей Григорьевич


1918 год. В станице Ессентукской создаются первые органы Советской Власти. Начинаются боевые столкновения казачьих отрядов на Золотушке. Начало лета – ознаменовано первым налетом А.Г. Шкуро и поднятием мятежа в станице.

16 января 1947 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР А.Г. Шкуро вместе с генералами Султан-Гирей Клычем, С.Н. Красновым, Т.Домановым и др. были казнены.


Генерал Шкуро в Ессентуках

Прием отрядов генерала Шкуро в Ессентуках


1919 год. 30 мая местное казачество, возглавляемое уроженцем станицы атаманом Р.А. Глуховым, оказало радушный прием отрядам генерала Шкуро.


Генерал Деникин

Генерал Деникин Антон Иванович


21 июля того же года в здании «Театр-Парк» состоялось открытие Большого Войскового круга с участием свыше пятисот делегатов со всех казачьих регионов Кавказа. К участникам обращался с речью генерал А.И. Деникин.


Грязелечебница в советское время

Грязелечебница во время установления советской власти в Ессентуках


1920 год. В связи с наступлением Красной армии, 19 марта Добровольческая армия была вынуждена покинуть станицу. Вместе с ней ушел и последний казачий атаман станицы Ессентукская – Р.А. Глухов, полный георгиевский кавалер. Спустя несколько дней Советом народных комиссаров был принят Декрет «О строительстве Советской власти в казачьих областях».

 

 

Домик Лермонтова в Пятигорске — городская реликвия. В 1912 году Кавказское горное общество основало в нем музей. Шли годы, а имя Лермонтова, оставалось очень важным для Пятигорска. Даже в период фашистской оккупации домик под камышовой крышей продолжал быть музеем.

Для немцев имя русского поэта ничего не значило. Зато их очень интересовала коллекция Ростовского музея искусств, которую эвакуировали в Пятигорск. Искали ее повсюду, но так и не нашли. А она была спрятана на территории лермонтовского музея-заповедника. Еще до прихода оккупантов сотрудники музея закопали самые ценные экспонаты коллекции на заднем дворе. Оставшееся замаскировали под хлам в жилом доме.

Пять месяцев курорт находился в оккупации. Музей продолжал работать.

Зимой 1943 года отступающие фашисты отдали приказ сжечь музей. 10 января, вечером, в ворота музея постучали… Во двор ввалился полицай со свертком под мышкой. Он заорал: — Мне поручено поджечь музей. Все оцепенели. Минуту длилось молчание. Заговорили все сразу: — Это невозможно! Домик Лермонтова нельзя уничтожить. Попытки убедить его, что Домик — памятник великому русскому поэту были тщетны. Поджигатель кричал: — Я головой отвечаю! Велено поджечь, вот и подожгу!

Положение спас О. П. Попов. Он заявил, что музей немцами заминирован, а он оставлен здесь для охраны. Так удалось спасти историческую ценность – лермонтовский музей-заповедник.

 

 Моя малая Родина - мой город Ессентуки. Интересные

факты о Ессентуках

Царь Петр I - внес вклад в дальнейшее развитие истории Ессентуков

Истоки курортного дела в России уходят корнями в эпоху великого реформатора – Петра I. Познакомившись с целебными свойствами минеральных вод на европейских курортах: Карлсбаде (Богемия), Пирмонте (Нижняя Саксония), Спа (Бельгия) и Аахене (Северная Рейн-Вестфалия), он озаботился поиском таковых в своей стране.

Летом 1717 года именным Указом лейб-медику Готлибу Шоберу было поручено отыскать на территории государства российского источники минеральных вод, при этом экспедиция наделялась особыми полномочиями, что говорило об исключительной важности поручения. Именно с этим Указом связано последующее открытие минеральных источников на Северном Кавказе.

Царь Петр Первый

«Дохтурские правила» Петра I

Дохтурские правила

 

Случайное открытие в 1714 году источников минеральных «олонецких вод» в Карелии положило начало курортному делу и первому бальнеологическому курорту в России. В 1719 году Указом Петра I введены «Дохтурские правила», регламентирующие лечение водами на курорте, в основу которых положен обобщенный опыт старейших лечебниц Европы. Таким образом, медицинские, по сути, правила были закреплены на законодательном уровне.

  • По прибытию на лечение водами следовало отдохнуть в течение нескольких дней, особенно если дорога была дальней. Отдохнув, необходимо принять слабительное, полученное от местного лекаря, а впоследствии требуется во всем следовать его советам.
  • Воды начинать пить на следующий день после принятия слабительного и только по указанию лекаря. Пить их следует ежедневно под наблюдением лекаря и в соответствии с состоянием болезни.
  • Воды необходимо пить утром натощак, выпивая за 2 – 3 часа дневную норму. Пищу принимать не раньше чем через 3 часа, а по возможности и позже.
  • При приеме вод следует больше двигаться, лучше всего ходить, таким образом, целебные действия их усиливаются, но не нужно слишком усердствовать, дабы не потеть при ходьбе.
  • По истечении вышеуказанного времени (3 часа или больше) необходимо отобедать. Перед обедом дозволяется выпить чарку водки (лучше анисовой), а во время обеда пару рюмок бургонского, рейнтвейна или легкого французского вина. В случае жажды можно выпить полпива или немного легкого пива. Если же недостаток средств не позволяет тратиться на дорогое вино, допустимо принять вторую чарку водки, но не более. Кислые щи, квас или брагу пить запрещено категорически.
  • Прием пищи имеет отдельные требования: нельзя кушать ничего холодного, а обед начинать с первых блюд (похлебки, например или супа). На второе можно поесть говядины, баранины, оленины, зайца, рябчиков, кур, тетерева или индюшатины в вареном или жареном виде, а также вареных всмятку яиц (только не вкрутую).
  • Перечисленную ниже пищу, наоборот кушать запрещено: все кислое, соленое и жирное, копченое мясо, соленую и свежую рыбу, молоко. Из овощей нельзя есть: редьки, капусты, репы, моркови, бобов, гороху, грибов, лука, чеснока и прочей растительной пищи. Летом следует избегать всех ягод. Эту пишу нельзя принимать при лечении водами, поскольку она приносит немалый вред.
  • Ужинать следует немного, не менее чем за 2 – 3 часа до сна, а при возможности лучше вообще отказаться от ужина, тогда действие вод усиливается.
  • После обеда спать нельзя. В случае если будет мучить жажда, допускается выпить 2 – 3 стакана полпива или легкого пива. Кто не любит пива, можно утолять жажду лекарственной водой.

    Бутылка минеральной воды Ессентуки конца XIX - начала XX века


  • При затруднениях выхода воды из организма (с мочой или испражнениями) следует обратиться к лекарю и принимать то лекарство, которое он выдаст.
  • По прохождении всего курса лечения следует взять у лекаря слабительное и расплатиться с ним за все полученные во время курса лекарства. До отъезда несколько дней отдохнуть.
  • Вышеуказанные правила при приеме лечебных вод следует строго выполнять. Лечебное воздействие вод сказывается в большей степени после окончания их приема, чем во время самого лечения, поэтому необходимо воздерживать себя в пище и питье не менее 3 – 4 недель после лечения и соблюдать эту же диету.
  • Принимать воды следует летом в июне-июле и зимой со второй половины января по середину марта, когда стоит жара или морозы. В остальное время года они теряют свою силу за счет того, что к ним примешиваются дождевые и талые воды. В зимнее время после приема воды на улицу не выходить, остерегаться простудных заболеваний.

Правила не теряли своей актуальности и в следующем, XIX веке, в частности на курортах Кавказских Минеральных Вод длительное время ими руководствовались при лечении больных.



Исторические объекты и факты города Ессентуки

Бювет 17

Бювет источника №17 был первым основательным зданием курорта Ессентуки. Его строительство оказалось решающим шагом в развитии курорта. Вокруг источников был заложен лечебный парк (60 га площадью), началось осушение окружающей источники болотистой местности, строительство каменной галереи источника №17. В регион приглашались состоятельные россияне способные строить собственные дома и дачи.

Железнодорожный вокзал

 

Следующим этапом в освоении курорта послужило строительство в 1875 году железной дороги от Ростова до Минеральных Вод и шоссейной дороги, связавшей Минеральные Воды с Кисловодском (через Пятигорск и Ессентукскую станицу).

 

На воды хлынул поток больных, привлекший в свою очередь и предпринимателей, начинается интенсивное строительство частных дач, пансионатов, комфортабельных гостиниц («Метрополь», «Компанейская», Зипалова), появляются ресторанчики с недорогими обедами, домашние кухни, булочные.

Далее история Ессентуков (в то время еще станицы) отмечена следующими вехами:

1892 год – ввод в эксплуатацию водопровода;

Железнодорожный вокзал г.Ессентуки

1894 год – начинает функционировать железнодорожная ветка Минеральные Воды – Кисловодск (через Пятигорск и Ессентуки);

1898 год – в городе появляется электричество от тепловой электростанции, строительство Верхних (Николаевских) ванн;

1901 год – пристройка к галерее №17 Театр-Парка;

Пристройка к бювету Ессентуки 17

1902 год – строительство нового здания соляно-щелочных ванн и Цандеровского института;

Цандеровский институт г.Ессентуки

1903 год – ввод в эксплуатацию первой в России гидроэлектростанции мощностью 740 кВт;

ГЭС Белый Уголь г.Ессентуки

1903 год – строительство Новой казенной гостиницы на 200 номеров и открытие Английского парка (ныне Парк Победы);
Новая Казенная гостиница г.Ессентуки

1915 год – открытие крупнейшей в Европе грязелечебницы.

Грязелечебница г.Ессентуки

Статус города Ессентуки получили в 1925 году.

В годы Первой Мировой и Великой отечественных войн в здравницах города размещались госпиталя, а после освобождения города в 1943 году от немцев многие из них приходилось отстраивать заново. Интенсивное восстановление и преображение ресурсов Ессентуков началось в XXI столетии.

 

 https://essentuki.ru/history.php

07.03.2023
07.03.2023

 

Цандеровский институт механотерапии в Ессентуках появился в 1902 году. Были закуплены 64 оригинальных аппарата — изобретение шведского ученого Г. Цандера.

Сейчас цандеровский институт единственный в мире. Здание является архитектурным памятником. С начала работы Механотерапии при институте мальчиком на побегушках служил Евдоким Жерноклеев. Смышленый парнишка все подмечал, все улавливал с полуслова. После революции Евдоким Моисеевич благодаря своим знаниям, числился в штате Механотерапии уже в качестве механика-инструктора. Когда грянула Великая Отечественная, Механотерапия трудилась на восстановление бойцов Красной Армии. В начале августа 1942 года стали эвакуировать раненых и имущество. Тренажеры решили отправить в тыл. Жерноклееву поручили их упаковать. «Проснулся я рано утром 9 августа в полной тишине. Оказалось, что еще ночью все уехали», — вспоминал он. По словам старожилов, советская власть ушла из города дня на три раньше, чем пришли немцы. Эти три дня междувластия называют грабительскими. Разграблено было все, но не Механотерапия. Евдоким чувствовал свою ответственность за сохранность уникальных цандеровских аппаратов. Спрятать их было нелегко, но он нашел выход: разобрал уже упакованные, готовые к эвакуации аппараты на части, замаскировал в подвале под кучу металлолома и для пущей убедительности засыпал мусором. Немцы аппараты искали, но не нашли. Так и пролежали разобранные тренажеры до того, как советские войска освободили Кавминводы. Механик сам собрал их заново, установив на места. Скольким еще солдатам и офицерам помогли они восстановиться после травм и ранений!

 

 

В самом начале войны в ответ на призыв Родины к своему народу - все подчинить интересам фронта - было предложено организовать эвакогоспитали на базе курортов, санаториев и домов отдыха профсоюзов. За время войны только на базе здравниц были созданы сотни эвакогоспиталей. Почти все профсоюзные и ведомственные санаторно-курортные учреждения были превращены в эвакогоспитали. Главным курортным управлением Наркомздрава РСФСР были разработаны показания к направлению раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии в госпитали-санатории.

В короткий срок медицинским персоналом были оборудованы лаборатории, операционные, перевязочные, рентгеновские и физиотерапевтические кабинеты. В трудное для нашей Родины время эвакогоспитали не только блестяще справились с эвакуацией и реэвакуацией больных и раненых, но и обеспечивали все виды лечения для спасения тысяч человеческих жизней.

 

 

 

 

 

 

Вся система хирургической работы была построена по принципу централизации и специализации. Раненые поступали в сортировочный эвакогоспиталь и оттуда направлялись в госпитали специализированного профиля Народного Комиссариата здравоохранения. Медицинская помощь раненым и больным воинам на Кавказских Минеральных Водах была построена по принципу этапного лечения. Каждая зона имела свои задачи: сначала как база далекого тыла, затем близкого тыла, затем оккупация и, наконец, те же этапы в обратном порядке.

Характерными особенностями постановки лечебной работы в госпиталях на КМВ являлись:

 

  • 1941 г. - госпитали в глубоком тылу, оснащение госпиталей хорошее, но хирургических кадров мало. Проводится усиленная подготовка и врачебных кадров;

  • 1942 г. - фронт приближается, оснащение госпиталей удовлетворительное. Хирургические кадры усилены за счет прибытия на КМВ профессуры из Ленинградского и Одесского мединститутов и работников хирургических клиник;

  • Август 1942 г.-январь 1943 г.: оккупация. За время 6-месячной оккупации фашисты нанесли огромный ущерб городам-курортам Кавказских Минеральных Вод.

  • 11 января 1943 г. группа войск Закавказского фронта освободила Кавказские Минеральные Воды от оккупантов. Сразу же начались работы по восстановлению здравниц. Трудящиеся курортных городов совместно с колхозами и совхозами взяли шефство над курортами. Были отремонтированы уцелевшие здания санаториев. Медицинские работники приняли активное участие в этой работе. Один за другим после капитального ремонта открывались санатории, приводились в порядок бальнеологические сооружения, благоустраивались курортные территории, восстанавливалось городское хозяйство;

  • 1944-1945 гг.: фронт удалился за тысячи километров, оснащение госпиталей значительно улучшилось, усилился рост кадров, обеспечено укомплектование их специалистами.

 

 Автор: Чернова Ю.Е.

Моя Родина

 

Я люблю, когда солнышко светит.

Я люблю, когда дождик идёт,

Я люблю всё, что связано с летом,

И снежинок люблю хоровод.

 

Я люблю тихий шелест берёзок,

Их осенний неяркий костёр,

Скромный шёпот речушки за домом,

Милой ивушки скромный убор.

 

Вдалеке вижу синие горы,

О которых писали не раз,

Как стоят они здесь на просторе,

Охраняя могучий Кавказ.

 

Я люблю их седые вершины,

Я люблю их могучую стать,

Белоснежные эти вершины

У меня никому не отнять.

 

Великанами синие горы

Охраняют равнинный простор,

У подножий их плещется море,

Дополняя природный узор.

 

Здесь смешались чинары и ели,

Здесь природа не знает границ.

Здесь российские воют метели

И по-южному солнце горит.

 

Эта милая сердцу картина,

Этот гордый прекрасный пейзаж -

Уголок необъятной России,

Мой любимый великий Кавказ.

 

 Ногайцы на всем Северном Кавказе и Ставрополье являются коренным этносом, старейшими жителями степей. Это название связано с именем хана Ногая – крупного военного и политического деятеля Золотой Орды XIII в. (праправнук Чингисхана).
С его именем связано и название Ногайской орды.

В рамках СССР ногайцам не удалось создать отдельное национально-территориальное образование, в 1957 году их традиционные территории обитания административно вошли в Ставропольский край, Чечено-Ингушскую АССР и Дагестанскую АССР. Ногайцы седьмая из наиболее многочисленных национальностей Ставрополья. Их в регионе проживает более 22 тысяч человек. На территории края проживает 21,2% всего ногайского населения страны.

Традиционным занятием ногайцев издревле было кочевое скотоводство. Во всех регионах исторического проживания ногайского народа скотоводство оставалось основным видом хозяйствования. Это отразилось и в фольклоре: богатство издавна измерялось в «четырёх видах скота» – лошадях, верблюдах, крупном рогатом скоте, а также в овцах и козах.

Жемчужиной современной ногайской поэзии называют уроженку села Новкус-Артезиан Нефтекумского городского округа, члена Союза писателей России - Фариду Сидахметову. Поэтесса написала несколько книг, а в 2004 году перевела на русский язык стихи ногайского поэта-мыслителя XVI в. Шалкииза.

 

В середине 15 века Золотая Орда распалась на множество отдельных ханств. На ее территории при Хане Едигее появилась Ногайская орда, в состав которой входили потомки тюркских и монголоязычных племен. Ногайцы были кочевниками, живущими на территории между реками Дунай и Урал. После захвата Москвой Волго-Уралья и Северного Кавказа в Орде начались междоусобицы и разразилась чума, из-за чего ногайцы были не в силах противостоять внешним угрозам.

В 18 веке во время русско-турецкой войны ногайцы занимали обширные степные территории на южных границах России, что было проблемой для России. Ногайцам предложили переселиться за реку Урал, но они отказались и решили воевать, несмотря на явное превосходство противника. Последний день борьбы ногайцев за свои земли 1-е октября 1783 года считается днем геноцида ногайского народа. Оставшиеся в живых ногайцы ушли в Османскую империю, за реку Кубань и на территорию Ставропольского края.

 

На этих землях ногайцы соседствовали с черкесами. Оба народа страдали от казацких набегов и сами осуществляли набеги на их земли. После Русско-Турецкой войны 1828-1829 года непризнание черкесскими и ногайскими племенами подданства России стало одной причиной долгой Кавказской войны, где эти народы потеряли большую часть населения.

Ногайцы-тюркоязычный народ численностью более 110 тысяч человек. У ногайцев в отличии от других наций отсутствует эталонная внешность. Первоначальное образование ногайской нации была Ногайская Орда, образовавшаяся в результате распада Золотой Орды. Ногайский язык относится к тюркской языковой группе, различают 4 диалекта, можно отметить, что у большого количества слов могут присутствовать несколько значений.

 

Ногайцы селились в юртах, которые как правило, состояли из нескольких комнат, расположенных в ряд. Народ больше значение уделял культуре: у него обширный фольклор, есть музыкальные инструменты как домра. Существуют национальные танцы, как мужские, так и женские. Существуют также парные - «узун» и «тоьгерек».

Традиции ногайцы основываются на почитании старших и гостя, а также уважении истории народа. Например, молодые люди не могут сидеть в месте, где находятся старшие, а если старший зайдет в комнату, то необходимо встать. Младший не должен переходить дорогу старшему, необходимо подождать пока он пройдет. Гость главный человек в доме ногайца, вне зависимости от того, какой он национальности, вероисповедания и т.д.

Также много традиций, связанных со свадьбой. Обычай Беташар - снятие платков и открывание лица невесты, знакомство ее со старшими из семьи мужа.
После Беташара свекровь дает пробовать невесте мед, чтобы ее жизнь была такой же сладкой в новой семье. Адат молчания невестки - невестка не может начинать разговор с мужчинами в семье, пока ей этого не позволят.

 

У ногайцев присутствует большое количество традиций на все случаи жизни, но хочется отдельно выделить Бесик той. Это одно из главных обычаев у ногайского народа. После рождения ребёнка проводят "Сорок дней", а после собравшиеся гости устраивают ритуал "Бесикке салу", что означает "укладывание в колыбель". Для проведения этого обычая младенца укладывают в колыбель, которую приносят родственники невесты, им же накрывали стол и встречали их с почетом. Во время данного обычая должны присутствовать только женщины. В колыбель ребенка укладывает бабушка.

«Беташар», без которой не проходит ни одна ногайская свадьба. Беташар в переводе означает открывание лица невесты. проводится для родственников жениха, которые никогда ранее не видели невесту. Так проходит их первое знакомство. Открывают лицо невесты только после того, как были названы все родственники жениха. Делает это обычно свекровь, которая благословляет новоиспеченную невестку и желает счастья молодым.

Одним из интересных фактов является история о правлении ногайского хана на престоле Российского царства. Саин-Булат, сын Бек-Булата, по приказу Ивана Грозного в 1567 году был назначен ханом в Касимове. Касимовское ханство было устроено внутри Московского государства как автономное образование. Официальной религией был ислам.

В 1573 году Саин-Булат принял православие и стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем. Следовательно, он утратил право на касимовский престол, так как его мог занимать только мусульманин. По-видимому, крещение Саин-Булата было задумано не только в связи с его женитьбой на княжне Анастасии Милославской, но и по другой причине. Чуть позже Иван Грозный внезапно отрёкся от царского венца и короновал Симеона Бекбулатовича, который правил 11 месяцев на московском престоле.