С началом войны во всём мире её называли «Великой войной» или «Большой войной». В Российской империи, апеллируя к памяти об Отечественной войне 1812 года, официально её стали называть «Вторая Отечественная» и «Великая Отечественная». В обиходе же войну называли просто «германской». За время участия России в Первой мировой войне в армию было призвано около 12 млн. человек, почти 2 млн. из которых пали на полях сражений. Война навсегда изменила ход мировой истории и судьбы миллионов людей, не исключая и наших земляков-ставропольцев.
Отражение воздушной атаки
В августе 1914 года, к началу Первой мировой войны, Ставропольская губерния достигла пика своего экономического развития. Площадь губернии достигала 60 тыс. кв. км. Губерния граничила с Кубанской областью на западе, Областью Войска Донского и Астраханской губернией на севере и Терской областью на юге и юго-востоке. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, население губернии составляло 873 тыс. человек. В начале ХХ века численность населения губернии продолжала расти как за счёт колонизации, так и за счет естественного прироста. На 1 января 1914 года население достигло 1 283 608 человек. Более 95 % населения составляли русские и украинцы.
Ставропольская губерния была регионом бурно развивающегося аграрного капитализма. В 1914 году посевные площади губернии достигали 2490,6 тыс. десятин (2739,7 тыс. га), валовый сбор зерна составил 107,3 млн. пудов. В предвоенном году губерния вышла на второе место в России по чистому сбору продовольственных хлебов на душу населения, уступая только Кубанской области. Положение это сохранилось и в 1914 – 15 гг.
В начале ХХ века значительные перемены произошли в скотоводстве. Изменился состав крестьянского стада: появилось больше лошадей, ставших тягловой силой в хозяйстве, а волов, использовавшихся при распашке целины, меньше, так как основной массив пригодных для хозяйства земель уже был распахан. Уменьшилось поголовье овец, но увеличилось поголовье свиней, выращиваемых, главным образом, для собственных нужд. В среднем на одно крестьянское хозяйство на Ставрополье приходилось 4,2 лошади и 2,1 вола. Большое развитие получило заводское коневодство в Пятигорском округе Терской области. Активно развивались банки, кредитные учреждения, кооперативное движение. Всего на Ставрополье действовало 79 банков и кредитных товариществ, выдававших около 2 млн. рублей в год (примерная покупательная способность рубля в предвоенный период равна 1500 современных рублей). Во время войны кооперативное движение продолжало активно развиваться (к 1917 году в 107 кооперативах было объединено около 60 тыс. чел.).
Известие о начале войны пришло в губернию 2 августа 1914 года и было встречено населением неоднозначно. Наряду с широким патриотическим подъёмом, по городам и сёлам прошли массовые сходы и манифестации с выражением преданности Родине и императору, крестьяне, занятые на уборке урожая, были застигнуты врасплох.
8 августа в Ставропольской губернии было объявлено положение о чрезвычайной охране, и вся полнота административной и военной власти перешла в руки губернатора. Начавшаяся мобилизация не вызвала серьёзных трудностей. Её провели организованно и в срок. Дезертиров практически не было. Пунктом сбора новобранцев был назначен ставропольский железнодорожный вокзал.
Русский агитационный плакат
Один из современников вспоминал: «Представьте торжественный момент: военный оркестр почти беспрерывно играет гимн и «Прощание славянки», настроение бодрое – всюду ажитация. Мужики кричат «Ура!», женщины плачут и крестятся, бравый старичок призывает бить супостата. Здесь же молодые ребята наяривают на балалайке частушки. Настроение у всех праздничное, все уверены в победе, наиболее ретивые из офицеров боятся опоздать к решающему сражению. Все убеждены, что война продлится недолго, от силы 2 – 3 месяца. Много говорят о будущих георгиевских кавалерах».
Музыкальная команда Самурского полка
Только в первые дни мобилизации в губернии было призвано на службу около 30 тыс. человек. За годы войны в армию призвано 154,7 тыс. ставропольцев. Для сравнения: в Кубанской области мобилизовали 159,8 тыс. человек при населении около 2 млн., в Терской области мобилизовали 55,4 тыс. человек при населении, примерно равном населению Ставропольской губернии. Всего по Северному Кавказу в армию призвали 377 тыс. человек.
В первой половине августа состоялись чрезвычайное губернское и уездные земские собрания, которые рассмотрели вопросы, связанные с войной. В частности, были приняты решения об оказании помощи семьям мобилизованных и об уменьшении налогов для них, о создании комитетов помощи раненым воинам.
Офицерская кухня на привале
В губернии и на Кавказских Минеральных Водах предстояло выполнить большую работу по развёртыванию госпиталей. По решению Кавказского съезда городских голов, предусматривалось открыть госпитали на Кавминводах и в Георгиевске на 10750 мест и в Ставропольской губернии на 1755 мест. Всего в годы войны на Ставрополье работало 45 госпиталей. Для обеспечения их персоналом общество Красного креста и губернское земство организовали краткосрочные медицинские курсы, на которых было подготовлено более 100 сестёр милосердия. На курсы принимались девушки, окончившие обучение в гимназии.
Не осталась в стороне и Ставропольская епархия. В здании Андреевско-Владимирского православного братства открылся епархиальный госпиталь. На нужды увечных воинов было собрано около 10 тыс. рублей, а на склад при архиерейском доме поступили многие сотни сорочек, полотенец и постельного белья.
Плакат «Жертвуйте на дом инвалидов»
К началу войны в губернии было 2628 промышленных предприятий, в подавляющем большинстве занимавшихся переработкой сельхозпродукции. С началом войны резко возросла численность российской армии и её потребности в боеприпасах, обмундировании и продовольствии. Ставрополье стало одним из основных поставщиков продовольствия и фуража для армии. Ускоренными темпами на Ставрополе был построен новый мясоконсервный завод. Мастерские Михайловского ремесленного училища приспособили для производства мин и бомб.
Многие уроженцы Ставропольской губернии не только с честью выполнили свой воинский долг, но и показали на фронтах Первой мировой войны образцы воинского героизма.
В ноябре 1915 года, находясь на излечении в Ставрополе, был награждён Георгиевским крестом I степени унтер-офицер Н.А. Вацько, уроженец села Тахты Медвеженского уезда. Свою первую боевую награду, Георгиевский крест IV степени, он получил ещё в Русско-японскую войну 1904 – 1905 годов. В годы мировой войны за героизм и находчивость при исполнении боевых заданий он был награждён ещё тремя крестами и стал полным георгиевским кавалером.
Василий Иванович Книга, крестьянин села Митрофановского, за мужество, проявленное в боях, стал в годы войны кавалером Георгиевского креста всех четырёх степеней, был награждён семью медалями и золотым бельгийский крестом.
Прапорщик В.И. Книга – полный георгиевский кавалер
Полными георгиевскими кавалерами были К.А. Трунов, П.Л. Романенко, Ф.Г. Шпак и многие другие уроженцы Ставрополья, ставшие впоследствии видными советскими военачальниками, участниками Гражданской и Великой Отечественной войн. Имя героя Первой мировой войны, полного георгиевского кавалера, маршала С.М. Будённого носит г. Будённовск Ставропольского края.
Одним из первых офицеров-ставропольцев боевой награды был удостоен подпоручик В.В. Станкевич. С первых дней войны он участвовал в боевых действиях и был награжден за храбрость орденом св. Анны IV степени. За умелое проведение в конце августа 1914 года глубокой разведки в тылу противника и захват четырёх пулемётов он был награждён орденом св. Георгия IV степени.
В действующую армию отправились добровольно сёстрами милосердия десятки ставропольских девушек. Среди них Л.В. Яроцкая (Орловская), Е.Б. Мавило, Р.М. Иванова и другие. Л.В. Яроцкая неоднократно с риском для жизни помогала раненым на передовой. В декабре 1915 года вместе с мужем-врачом она погибла при исполнении врачебного долга.
Сестра милосердия Р.М. Иванова
Елена Брониславовна Мавило, дочь ставропольского губернатора Б.М. Янушевича, прошла войну сестрой милосердия в Туркменском санитарном отряде (отряд был создан на пожертвования ставропольских туркмен). Вместе с отрядом делила она тяготы фронтовой жизни, работала с полной отдачей и была удостоена Георгиевской медали IV степени.
Осенью 1915 года всю Россию облетела весть о подвиге и героической гибели медсестры Риммы Михайловны Ивановой. 9 сентября 1915 года, находясь под огнём в расположении 10-й роты 105-го Оренбургского полка у села Мокрая Дуброва (ныне Белоруссия), она оказывала помощь раненым. Когда в роте погибли все офицеры и возникла угроза окружения, Римма Иванова подняла в атаку солдат. Враг был обращён в бегство, но сестра милосердия получила смертельное ранение и скончалась на поле боя. За беспримерный героизм девушка была награждена орденом св. Георгия IV степени и стала единственной женщиной в истории, удостоенной этой высокой награды за конкретный подвиг.
Обложка журнала «Заря». 11 октября 1915 г.
Неувядаемой славой покрыл себя на фронтах Первой мировой войны 83-й пехотный Самурский полк, один из старейших и уважаемых полков Кавказского корпуса Российской императорской армии.
Офицеры Самурского полка с командующим Западным фронтом генералом А.Е. Эвертом
Полк был сформирован в 1845 году из солдат и офицеров нескольких частей, размещённых на Кавказе. В разное время полк воевал на Кавказе и в Средней Азии, был расквартирован в Баку, разных местностях Чечни и Дагестана и только в 1910 году переведён на постоянную дислокацию в Ставрополь. Отсюда полк под командованием полковника К.А. Стефановича уходил на фронт мировой войны. В его составе по призыву военного времени служило много уроженцев Ставрополя и сёл: Надежды, Старомарьевки, Сергиевского, Бешпагира. В этом полку в качестве военного врача служил брат Риммы Ивановой – Владимир Михайлович Иванов.
В течение трёх лет Самурский полк участвовал в боях с австро-венгерскими и германскими войсками на территории Галиции (запад и юго-запад современной Украины) и Польши. За это время погибли многие солдаты и кадровые офицеры, в том числе и любимый командир самурцев, генерал-майор Казимир Альбинович Стефанович. Его прах с воинскими почестями был захоронен в Ставрополе. В 1917 году 83-й Самурский полк как часть российской армии был расформирован. Бывшие солдаты и офицеры приняли участие в начавшейся Гражданской войне на стороне как Красной, так и Белой армий.
Командир 83 Самурского полка К.А. Стефанович (слева) с награждёнными нижними чинами
В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника сохранилась редкая реликвия – фронтовой альбом самурцев, и сегодня, более века спустя, мы видим через объектив полкового фотоаппарата фрагменты окопной правды.
В окопах. Осень 1916 г.