ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРИМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В РФ

 

Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности», принятый в 2002 г.

По данному закону, к экстремистской деятельности относит следующие противоправные действия:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения;

  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутик й или символикой до степени смешения;

  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистски х материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг

Также в число экстремистских входят статьи:

  • о нарушении равенства прав и свобод человека (ст. 136 УК РФ),

  • ч. 1 , ст. 148 — оскорбление чувств верующих,

  • вандализм по мотивам ненависти (ч. 2 , ст. 214),

  • надругательство над телами и местами захоронения по мотивам ненависти (ст. 244 ).

  • статья за создание религиозного ил и общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами ил и иным причинением вреда их здоровью (ст. 239).

В России отмечается увеличение количества уголовных дел с реальными сроками или крупными штрафами за экстремизм в Интернете.

«Стихийный» экстремизм.

Нередко обвинение в экстремизме могут предъявляться и людям, в своей повседневной жизни далёким от стремлений решить политические, религиозные ил и национальные вопросы путём насильственных действий.

Существует ещё одна крайне опасная форма экстремизма — экстремизм толпы, или «стихийный».

Поводом к его возникновению могут послужить любые действительные или даже мнимые проблемы, существующие в государстве или отдельном населённом пункте.

Обеспокоенность людей этими проблемами может найти выражение в форме санкционированных или несанкционированных митингов, собраний ил и демонстраций. В ходе этих акций могут иметь место экстремистские действия, которые часто принимают массовый характер.

В результате проблема, рад и решения которой собрались люди, отходит на задний план, а сами они оказываются вовлечёнными в противоправные действия.

Этим нередко пользуются и криминальные элементы, и люди, заинтересованные в дестабилизации положения в стране или конкретном населённом пункте.

«Стихийный» экстремизм несёт в себе огромный потенциал разрушения, который может превратиться в силу, наносящую огромный ущерб общественному правопорядку и национальной безопасности страны.

Именно поэтому любой гражданин должен помнить, что, даже выступа я против каких-то негативных явлений в жизни страны, он имеет прав о применять только законные методы, так как ни одна серьёзная проблема не может быть разрешена за счёт рукоприкладства, разбитых витрин и сожжённых автомобилей.

ТЕРРОРИЗМ.

Слово «террор» происходит от латинского terror — «ужас», что достаточно точно характеризует устремления организаторов любых терактов.

Все свои действия террористы нацеливают на внушение страха и распространение паник и среди населения, а также на создание ощущения бессилия у представителей властных структур.

В параличе власти, в разрушении привычного жизненного уклада террористы видят путь достижения своих целей.

Терроризм — одно из наиболее тяжких преступлений, представляющее собой совершение насильственных действий общеопасным способом (взрыв, поджог и т. п.) или угрозу таким и действиями в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.

Цели борьбы с терроризмом:

  • защита личности, общества и государства от терроризма;

  • предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация её последствий;

  • выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Принципы борьбы с терроризмом:

  • законность,

  • приоритет мер предупреждения терроризма,

  • неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

  • сочетание гласных и негласных методов борьбы;

  • использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

  • приоритет зашиты прав лиц, оказавшихся в опасности в результате террористических акций;

  • минимальные уступки террористу;

  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

  • минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Законодательные акты, обеспечивающие противодействие экстремистской и террористической деятельности.

Основной закон Российской Федерации — Конституция ставит любую экстремистскую деятельность вне закона.

П. 5 ст. 13 гласит: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Таким образом, борьба и недопущение экстремизма являются одной из основ Российского государства, так как ст. 13 относится к главе 1 «Основы конституционного строя».

Федеральный законе 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности».

Данный закон:

  • определил, что является экстремистской деятельностью,

  • зафиксировал основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности,

  • указал на важность профилактических мероприятий,

  • определил порядок ответственности физических и юридических лиц, нарушающих данный закон.

На основании этого закона сформирован список экстремистских материалов, запрещённых к распространению, а также производится блокировка электронных ресурсов экстремистского содержания.

Закон «О противодействии терроризму», принятый в 2006 г.

Его положения конкретизируют правовое регулирование деятельности по борьбе с терроризмом, а также закрепляют основные направления деятельности в сфере предотвращения террористических актов и противодействия терроризму.

Законом чётко распределены полномочия в сфере противодействия и борьбы с терроризмом между федеральными органами исполнительной власти.

Законом определён порядок введения и отмены режима контртеррористической операции и закреплён механизм привлечения вооружённых сил к участию в проведении контр[1]террористических операций.

Существенно ужесточён порядок информирования общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией.

Чётко регламентированы вопросы возмещения вреда лицам, участвующим в проведении контртеррористической операции, и лицам, пострадавшим в результат е террористического акта.

Виды ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистского и террористического характера.

Главное, что сообщает деянию экстремистски й характер, — это его мотив.

Если действие совершено на почве идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то оно признаётся экстремистским.

Таким образом, экстремизм будет являться отягчающим вину обстоятельством, а следовательно, наказание за преступление или правонарушение будет назначено более тяжкое.

Административные правонарушения и санкции.

  • Мелкое хулиганство (оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества). Штраф в размере от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток.

  • Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики. Штраф в размере от 1000 до 2000 рублей или арест на срок до 15 суток; в обоих случаях конфискация атрибутики или символики.

  • Производство и распространение экстремистских материалов. Штраф в размере от 1000 до 3000 рублей или арест на срок до 15 суток; в обоих случаях конфискация экстремистских материалов.

Уголовные преступления и санкции.

  • Хулиганство (оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества). Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов; исправительные работы на срок от одного года до двух лет; лишение свободы на срок до 5 лет (если преступление совершено группой лиц, срок заключения может быть увеличен до 7 лет).

  • Вандализм или уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Штраф до 200 тысяч рублей; обязательные работы на срок от 120 до 180 часов; лишение свободы на срок до двух лет.

  •  Надругательство над телами умерших и местами их захоронения. Ограничение свободы на срок до трёх лет; арест на срок от трёх до шести месяцев; лишение свободы на срок до пяти лет.

  •  Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Штраф до 300 тысяч рублей; арест на срок от четырёх до шести месяцев; лишение свободы на срок до трёх лет.

  •  Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет; обязательные работы на срок до 180 часов; исправительные работы на срок до одного года; лишение свободы на срок до двух лет.

  •  Организация экстремистского сообщества. Лишение свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или на срок до трёх лет; ограничение свободы на срок от одного года до двух лет.

  •  Организация деятельности экстремистской организации. Лишение свободы на срок от двух до четырёх лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Преступления террористического характера и санкции.

  • Организация объединения, посягающего на личность и права граждан. Лишение свободы на срок до двух лет.

  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Лишение свободы на срок до трёх лет.

  • Захват заложника. Пожизненное лишение свободы.

  • Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

  • Содействие террористической деятельности. Лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет, либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  • Террористический акт. Пожизненное лишение свободы.

Роль институтов гражданского общества в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

  • Институты гражданского общества должны играть ключевую роль в профилактике и предотвращении формирования экстремистских настроений.

  • Особенно много общественные организации могут сделать для налаживания диалога между различными группами граждан с тем, чтобы не допустить формирования устойчивых противоречий и неприязни.

  • Не менее значимым является формирование единого социокультурного пространства, в равной степени комфортного для различных групп населения.

  • Наконец, очень важна роль общественных организаций в деле интеграции представителей компактных групп населения.

  • В то же время нельзя забывать, что неверие граждан в силу законных методов отстаивания своих интересов, невозможность донести до представителей властей свою точку зрения, игнорирование государственными органами бедственного положения или нужд граждан часто даёт повод для возникновения экстремистских настроений, а также создаёт благожелательное отношение к участникам различных экстремистских акций.

  • Именно поэтому укрепление законности, борьба с коррупцией, открытость власти для конструктивного диалога являются важным и средствами противостояния экстремизму.

Государственные органы власти, ведущие борьбу с терроризмом и экстремизмом в РФ:

  • ФСБ (Федеральная служба безопасности – борьба с террористическими преступлениями политического характера);

  • МВД (министерство внутренних дел — борьба с террористическими преступлениями корыстного характера);

  • МО (министерство обороны – защита вооружённых объектов и вооружения);

  • СРВ (служба внешней разведки – обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом);

  • ФСО (федеральная служба охраны – обеспечение безопасности объектов государственных охраны и защиты охраняемых объектов ;

  • ФПРС (федеральная пограничная служба – охрана государственной границы);

  • МЧС (министерство по чрезвычайным ситуациям – предупреждение возникновения и ликвидация последствий ЧС);

  • силы и средства: субъектов РФ, органов местного самоуправления.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

СОБР – специальный отряд быстрого реагирования. Участвует в борьбе борьба с организованной преступностью, в задержании или ликвидации опасных преступных группировок, действующих на территории России.

ОМОН — Отряд Мобильный Особого Назначения. ОМОН призван поддерживать общественный порядок в ситуациях, когда обычная полиция может не справиться. Это всевозможные митинги, демонстрации, массовые беспорядки и т.п. ОМОН является усиленным подразделением полиции, которое применяется в особо острые моменты и «призывает нарушителей правопорядка вести себя, как того требует законодательство».

Нацгвардия и Росгвардия гвардия.

В 2016 г. появились Нацгвардия и Рогвардия в России. Это силовые ведомства, которые охраняют общественный порядок, участвуют в операциях против террористов, помогают полицейским в задержании преступников и др. Основная задача – охрана интересов государства и конституционного строя.

Основное отличие понятий «Нацгвардия» и «Росгвардия» в том, что изначально новое формирование получило название Национальной гвардии, а позднее, после утверждения не только силовой части, но и целого функционального органа, вся структура стала называться Росгвардией.

Есть существенное отличие между Российской и Национальной гвардиями – первая занимается управлением второй. В функциях Росгвардии чётко обозначено нормативное и правовое регулирование войск нацгвардии. Нацгвардия управляется Росгвардиейкоторая напрямую подчиняется президенту РФ. 

10 основных задач Росгвардии.

Главными направлениями работы Нацгвардии или Росгвардии являются:

  • Поддержание правопорядка во время массовых мероприятий.

  • Освобождение заложников.

  • Участие в контртеррористических операциях.

  • Спасение людей, помощь силам МЧС.

  • Непосредственное участие в преследовании преступников.

  • Задерживание нарушителей (на срок не более 3 ч при отсутствии соответствующих доказательств).

  • Досмотр личного и коммерческого транспорта.

  • Регулирование частной охранной деятельности.

  • Лицензирование продажи оружия.

  • Охрана объектов, использующих ядерную энергетику.

Таким образом, у Национальной гвардии очень широкая сфера деятельности. По сути, она во многом пересекается с главными задачами других силовых ведомств.

Отличия Росгвардии от полиции.

  • Нацгвардия подчиняется напрямую Президенту. Она предоставляет соответствующие отчеты, контролирует ситуацию и неукоснительно выполняет его указы. Полиция подчиняется МВД.

  • Войска Росгвардии обладают расширенными полномочиями, поскольку они могут выполнять те же самые функции, что и полицейские, а также лицензировать выдачу оружия, контролировать его оборот, выдавать лицензии на охрану и т.п.

  • Наконец, главной функцией росгвардейцев является охрана интересов государства и общества в целом, т.е. поддержание правопорядка в конкретном городе, регионе и стране. Полиция в большей степени занимается охраной прав граждан и организаций.

  • На практике это означает, что полиция занимается «мелкими» происшествиями – например, задержание гражданина в состоянии опьянения, профилактическая беседа участкового с шумным соседом, ведение дела об ограблении магазина и т.п. Росгвардейцы в основном принимают участие в тех делах, которые связаны с массовым беспорядком, преступлениями против конституционного строя. Однако они также могут помогать полиции в профилактической работе с гражданами, задержаниях преступников и других важных задачах.

 

 

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: