Коммуникативные качества личности – это те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность), это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
Коммуникативные качества личности – это и такие её особенности, которые отражают и эмоциональную составляющую общения между субъектами.
Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
Каковы же основные коммуникативные качества, которыми необходимо овладеть человеку, чтобы процесс общения приносил свои результаты, достигал цели.
Правильная речь.
«Красивую речь хорошо и слушать», — так звучит одна из пословиц. Действительно, речь должна быть правильной, то есть соответствовать основным правилам языка, не содержать грубых слов и выражений, отличаться полнотой, яркостью, убедительностью.
Основные особенности правильной речи:
- нормативность,
- точность,
- логичность,
- чистота,
- богатство (разнообразие),
- выразительность,
- уместность,
- убедительность,
- культура речи
Нормативность речи – это её соответствии современным литературным нормам. Необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, постоянно развивать навыки правильной речи.
Точность речи достигается за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.
Логичность речи – это её особенность с точки зрения её содержания, соотношения частей и компонентов, последовательности изложения композиции.
Чистота речи – это свобода речи от чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а также всего, что отвергается нормами морали и нравственности.
Элементы, способные засорить речь:
- речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах);
- жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;
- слова-сорняки, слова-паразиты, засоряющие речь (ну, вот, как бы, так сказать).
- языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления).
Богатство речи – это богатство словарного запаса человека, способность использовать языковые средства.
Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.
Уместность речи – речь должна соответствовать теме разговора и слушателям, собеседникам.
Убедительность – мысль необходимо сразу формулировать так, чтобы собеседнику не приходилось сомневаться, анализировать и додумывать что-то самостоятельно.
Культура общения.
Культура общения включает в себя нормы поведения во время общения, правильное использование средств общения – всего того, что призвано сделать коммуникацию между людьми максимально эффективной.
Культура общения включает в себя:
- толерантность(спокойное и терпимое отношение к собеседнику, принятие всех его особенностей);
- уважение к собеседнику (вежливость, сдержанность, бережный подбор слов);
- развитое умение общаться (человек уделяет время совершенствованию навыков межличностной коммуникации);
- ясность целей общения (человек демонстрирует стремление к взаимопониманию, заботится о том, чтобы его понимали точно и однозначно);
- умение слушать — умение ценить слово другого человека, внимательно воспринимать его информацию, дать человеку выказаться, не перебивать его.
- эмпатия — способность понимать психические состояния других людей; сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другим человеком;
- уровень развития невербального общения; невербальное – это общение при помощи мимики, жестов, телесные контакты. Навыки невербального общения являются одной из важнейших составляющих «умения общаться».
Таким образом, умение общаться – одно из важнейших умений человека. Ведь наша жизнь проходит среди людей, и от того, как мы налаживаем коммуникативные связи, насколько правильно и убедительно можем излагать свои мысли и как умеем слушать других, понимать их, во многом зависит наше комфортное положение в обществе. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать коммуникативные способности.
- Доминантный и недоминантный. Доминантный собеседник отличается высокой уверенностью, эгоизмом, напористостью, инициативностью, он занимает в процессе общения лидирующую позицию. Недоминантный собеседник, наоборот, застенчив, скромен, конформен, мало говорит.
- Мобильный и ригидный. Мобильный собеседник быстро меняет темы и деятельность, легко отвлекается, полон различных идей. Ригидный собеседник предпочитает медленное обдумывание, точность формулировок, долго настраивается на разговор.
- Экстраверт и интроверт. Экстраверта характеризует высокая потребность в общении, компании, он легко идёт на контакт и стремится расширить круг своих знакомств. Интроверт более замкнут в себе, избирателен в установлении контактов, испытывает удовольствие от одиночества.