ПРОЕКТ
«Я гражданин, рожденный Русью»
Автор Чернова Ю.Е.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Жизнь каждого человека – это великое чудо! Неповторимое и обычное, счастливое и печальное, наполненное горькими переживаниями и радостными событиями. Жизнь имеет множество оттенков. И все это – будущее школьника!
Кто ты? Зачем приходишь в этот мир? Какую дорогу ты выберешь, чтобы в мире стало меньше зла, чтобы никогда безразличие не господствовало в сердце? Какой он - мир ребенка? Как его совершенствовать? Эти и многие другие вопросы, поиск ответов на них – главная задача педагогического сопровождения проекта «Я гражданин, рожденный Русью».
Школьник, приходящий из начальной школы в среднюю, подвижен, неусидчив, плохо управляем. Но у него есть огромный потенциал –бесконечный познавательный интерес. Ему скучно просто учиться. Он хочет разобрать окружающий его мир на части, понять, как все устроено, а затем снова собрать. Кроме этого он хочет быть взрослым. Но чувство «ответственности» ему незнакомо. Поэтому основная роль классного руководителя - помочь ребенку в обретении умения принимать решения, обосновывать их и брать на себя ответственность. Именно поэтому данный образовательный проект реализуется с 5 и до конца 7 класса включительно.
В ходе работы по данному проекту дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую. Программа реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем школу социуме.
Проект составлен на основе принципов преемственности, системности, научности, доступности.
Данный проект работает в трех направлениях:
- «Здоровый школьник – здоровая нация»
- «Огонь, мерцающий в сосуде»
- «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Человеческое здоровье и продолжительность жизни сегодня можно рассматривать с точки зрения потенциальных ресурсов человека. Поэтому первое направление проекта «Здоровый школьник – здоровая нация» касается здоровья как фактора трудоспособности, силы духа и успешности человека. Физическое и психическое здоровье обеспечивает возможность ребенка физически развиваться, усваивать знания и жить полноценной жизнью.
Работа в направлении «Здоровый школьник – здоровая нация» строится на следующих принципах:
5-6 классы
- внедрение в систему работы классного руководителя программ, которые направлены на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Беседы о правильном питании», «Расту здоровым, бодрым, смелым», «Занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности» и т.д );
- проведение Дней здоровья, праздников, участие во всероссийских интернет - конкурсах и т. п.;
- создание в структуре самоуправления совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей для оздоровительных мероприятий: походы на Машук и Бештау, посещение озера Тамбукан, посещение источников минеральной воды в городах КМВ и т.д
7 класс
- поиск и пополнение базы Зала Боевой Славы о современных детях, совершивших подвиги;
- вступление в волонтерские организации города, создание своих групп по оказанию посильной безвозмездной помощи различным группам населения;
- чтение для души;
- подготовка и проведение мероприятий для начальной школы, уроки физкультуры со спортсменами города, акций «Скажи жизни – да!», «Твое здоровье – в твоей тарелке», концертных программ;
- информационное обеспечение работы: школьная газета, фотоальбомы, организация выставок, выпуск памяток, диспуты, праздники, встречи, соревнования;
- профилактика вредных привычек, приглашение лекторов из ведомств.
Просветительская работа с родителями (законными представителями):
-лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
-организация совместной работы классного руководителя и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, походы, совместная работа по оказанию помощи различным группам населения и т. п.
Второе направление проекта «Я гражданин, рожденный Русью» - «Огонь, мерцающий в сосуде» ориентирует школьника на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, мобильность, общую культуру, духовный рост, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях.
Главным результатом работы в данном направлении должно стать его соответствие целям опережающего развития. В духовном пространстве России происходят сложные процессы. Здесь лавинообразно нарастают негативные явления, проявляющиеся в потере нравственных ориентиров, в снижении уровня культуры, в проникновении в сознание сомнительных ценностей, в росте преступности, в социальной апатии.
Цель:теоретически обосновать и реализовать в практике учебно-воспитательного процесса возможность формирования культуры класса как условия развития базовой культуры каждого обучающегося.
Задачи:
- формировать интеллектуальные, этические и коммуникативные навыки;
- взаимодействовать с семьей и привлекать ее культурно-воспитательный потенциал и ресурс к образовательному и воспитательному процессу школы;
- формировать основы экологической культуры, бережного отношения ко всему живому;
- оптимизировать и интегрировать социокультурное пространство учебного учреждения, микрорайона, города, края.
Инновационной идеей проекта является формирование "духовного" потенциала личности обучающихся через спектр значимых воспитательных мероприятий: всероссийский фестиваль «Хрустальный источник», проходящий в г Ессентуки в 2018 и 2019 гг. Благодаря масштабному фестивалю детям и родителям удалось встретиться с такими звездами советского и российского кино, как Эвклид Кюрзидис, Светлана Немоляева, Наталья Варлей, Юрий Стоянов, Нонна Гришаева, Ольга Прокофьева, Ольга Будина, Ольга Кабо, всем коллективом класса просмотреть почти все конкурсные фильмы и обсудить многие из них. Отдельным праздником стало знакомство детей с советскими мультфильмами.Посещение персональной выставки Екатерины Рождественской «Частная коллекция» и обсуждение увиденного, знакомство с творчеством знаменитого Никаса Сафронова на выставке «Лето впечатлений» и т.д
Посредством работы в данном направлении создается благоприятный нравственно-психологический климат в классном коллективе, повышение интеллектуального уровня, способствующее развитию личности обучающихся, самореализации на положительную перспективу и позитивные стимулы, а также создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
Третье направление проекта «Я гражданин, рожденный Русью» -«Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться».
Цель: формирование патриотического сознания учащихся, воспитание чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Родине, прошлому своей страны, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли государства в судьбах мира;
- создавать условия для реализации каждым учеником собственной позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания о стране, родном крае, городе.
Основная мысль данного направления: «Почувствовать, вообразить, увидеть и воплотить». В соответствии с этим деятельность учащихся была разделена на три этапа:
1) ЗНАТЬ и ПОМНИТЬ - 5 класс (мероприятия направленные на изучение военной истории России, выполнение поисковых краеведческих заданий, посещение музеев и памятных мест Ставропольского края и России).
2) БЕРЕЧЬ и ХРАНИТЬ - 6 класс (сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны, не вернувшихся с фронта, заполнение школьной Книги Памяти о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, живущих в городе Ессентуки, о выпускниках школы – участниках локальных войн, выполнение поисковых заданий по истории подразделения «Беркут», поддержание чистоты возле памятника погибшим воинам в г. Ессентуки).
3) ОТ СЕРДЦА к СЕРДЦУ - 7 класс (проведение мероприятий для учащихся начальной школы («Партизанской тропой величаевских молодогвардейцев», «Памяти павших – будьте достойны», «Холокост», «Мы помним»), сотрудничество с Советом ветеранов города; поздравления с тематическими праздниками и с Днем Победы. Активное участие в общешкольных мероприятиях («Река бессмертного полка», митинги в память о жертвах Беслана, торгового центра Зимняя вишня и т.д.)
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2016 – 2019 гг. Рассчитан на 3 года для учащихся с 5 по 7 класс включительно.
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЮ\ СНИЖЕНИЮ ОСТРОТЫ КОТОРОЙ ПОСВЯЩЕН ПРОЕКТ
Современная ситуация в России и в мире обострила ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Реальность такова: с каждым годом происходит рост детской преступности (группировки АУЕ, Offники и т.д), наркомании, беспризорности. Социологи отмечают, что в последнее время произошел перевес ценностей подростков и молодежи в пользу западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».
Сегодняшние дети инертны. Живое общение им заменили гаджеты. Это и есть основная проблема, снижению остроты которой посвящен проект. Мы постарались открыть для ребенка мир и ребенка в мире.
В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем учащихся, усиливающие социальное одиночество ребёнка.
Перед современным классным руководителем стоят непростые задачи: научить ребенка адаптироваться в постоянно меняющемся мире, правильно относиться к трудностям, развивать у детей нравственность, параллельно воспитывая любовь к Родине на примерах из русской истории. Мы призваны сделать так, чтобы дети уважали свою страну, мечтали сделать ее богаче, лучше, чище. Это очень сложная и непростая работа. Личность учащегося должна формироваться в системе. Именно поэтому был разработан долгосрочный проект «Я гражданин, рожденный Русью», который поможет классному руководителю воспитать цельную личность. Современный педагог должен учитывать все вышесказанное и учить в расчете на завтра тому, что спрашивает жизнь сегодня.
Проект «Я гражданин, рожденный Русью» призван помочь учащимся найти себя в современном мире, осознать свою причастность к истории, ощутить себя важным звеном в формировании современного общества, заинтересовать детей не только в своем будущем, но и в будущем своей страны и научить их идти к мечте, учитывая изменения, но не изменяя себе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Школа будущего – это школа воспитания. Образованный и умный человек – это прекрасно, но еще лучше истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на земле.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем воспитание конкурентоспособной личности. В.В.Путин в одном из своих выступлений сказал: «Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют softskills (гибкие навыки), обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления». Актуальность данного проекта состоит в том, что он в полной мере раскрывает и воспитывает в учениках все необходимые для этого качества.
Помимо этого в ходе реализации проекта создается ситуация успеха для каждого ученика. Вера в себя и свои способности порождает те мотивации, которые были у ученика всегда, но были скрыты. Изучая историю страны и своей семьи, выступая за здоровый образ жизни, зная свои права и обязанности, учащиеся в полной мере осознают свою важность и непосредственную причастность к новой истории своей страны.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ:
- учащиеся с 5 по 7 класс включительно;
- родительская общественность.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
создание воспитывающей среды, способствующей духовному росту, физическому развитию и формированию активной гражданской позиции ребенка.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- привлечь внимание родительской и педагогической общественность к решению вопросов воспитания учащихся;
- формировать экологическую культуру, бережное отношение ко всему живому;
- формировать осознанное отношение к Родине, прошлому своей страны, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли государства в судьбах мира;
- создавать условия для реализации каждым учеником собственной позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания о стране, родном крае, городе;
- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам здоровьесбережения
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- метод теоретического исследования, отбор, изучение и систематизация материалов, анализ полученных данных;
- метод эмпирического исследования (наблюдение);
- метод «голос общественности» - выпуск информационных буклетов и газет;
- сенситивный метод – метод тренировки межличностной чувствительности;
- метод активного слушания;
- анкетирование;
- часы общения;
- индивидуальные беседы;
- психологические диагностики;
- мероприятия;
- КТД;
- экскурсии;
- интервью;
- интерактивные формы работы: «незаконченное предложение», «круг друзей», «колесо идей», «аквариум» и другие;
- диспуты;
- тренинги;
- выставки;
- поисковые операции.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе реализации воспитательного проекта «Я гражданин, рожденный Русью» для учащихся были созданы все необходимые условия для формирования всесторонне развитой личности: вместе с детьми мы посетили город – герой Волгоград, город Ставрополь, Элисту, Сочи. Прошли по всем значимым местам родного города Ессентуки, городам КМВ, познакомились с их историей и историей Ставропольского края. Встречались с поэтом С. Н. Рыбалко и писателем Эдуардом Стативкиным.
На всероссийском фестивале «Хрустальный источник» общались со звездами российского и советского кинематографа, познакомились с творчеством современных российских художников.
Был обобщен педагогический опыт по вовлечению родительской общественности в дела класса и школы, созданы условия для взаимодействия родителей и детей с целью укрепления семейных ценностей и традиций семьи, возвращение ее к историческим корням. Были развиты организаторские и творческие способности детей через участие в детско – юношеских и молодежных движениях (РДШ, Юнармия, Пернач)
ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА (КАЧЕСТВЕННЫЕ \ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ)
Проект «Я гражданин, рожденный Русью» позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и учеников. Даже уроки истории и обществознания проходили в виде дискуссий и обсуждений. Ребята научились снимать социальные ролики, проводить соцопросы и работать в команде. За время работы у нас накопился архив, составляющий порядка 67 работ учащихся.
Нашей гордостью стали первые места в конкурсе «Наше наследие», первые места в городском этапе ВОШ по истории и обществознанию, призовое место в региональном конкурсе «Каждый имеет право». Несколько учеников 7 класса вступили в группу волонтеров на городском уровне. Это было идеей самих учащихся. Дети выступали на городских мероприятиях («Декламирую во имя мира», «Снегири»).
Четверо учащихся отправили свои работы на конкурс «Россия в мире» (ждем результатов), шестеро учащихся стали победителями конкурсов, проводимых МДЦ ««Артек» и ВДЦ «Орленок», и посетили их этим летом.
Семь человек вступили в ряды Юнармии, пять человек стали членами патриотического клуба «Пернач».
Трое учащихся стали победителями городского конкурса на лучший реферат на тему «Комсомол в истории моей семьи». двенадцать детей вступили в ряды РДШ. Ребята разработали и подготовили ряд работ, которые хранятся в Зале Боевой Славы школы.
О более конкретных результатах проекта «Я гражданин, рождённый Русью» судить рано – время покажет. Но я знаю: кем бы не стали мои ученики, они точно будут хорошими Людьми, любящими свою Родину. Ведь именно благодаря этой любви живёт наща Родина, живем и мы с вами.
МУЛЬТИПЛИКАТИВНОСТЬ
Данный проект может быть реализован в других образовательных учреждениях, он не требует дополнительных затрат и серьёзных изменений в планировании.