Дом-музей Керсновской (Ессентуки)

Дом Евфросинии Керсновской в Ессентуках — это единственно сохранившийся дом семьи Керсновских, из всех, которые у них были в России (Одесса, Кагул; родовое имение в селе Цепилово в Бессарабии). Евфросиния жила здесь с 1960-го до 1994 года, из них четыре первых года — со своей матерью.

Она возделывала землю, валила лес, выхаживала больных, обмывала трупы, добывала уголь, отогревала души — и всю жизнь отстаивала свои убеждения. Ее знают во всем мире наравне с Солженицыным и Шаламовым — благодаря ее книге «Сколько стоит человек», в которой она рассказала о ссылке и жизни в исправительно-трудовых лагерях. Но в Ессентуках о ней знают не только историки.

Ефросинья Керсновская родилась в 1907 году в Одессе в дворянской семье. Вместе с братом получила хорошее воспитание (старший брат Антон стал впоследствии историком русской армии в Русском Зарубежье). В 1919 году семья бежала от преследования большевиков и переехала в родовое имение в Бессарабию (на тот период — часть Румынии). После ввода советских войск в Бессарабию в 1940 году мать и дочь Керсновских, как бывших помещиков, выгоняют из дома, а в 1941 году, как многих бессарабцев, Евфросинию ссылают в Сибирь на лесоповал. Там она, не желая мириться с несправедливостью, пытается искать правду, вступается за слабых, за что ей самой грозит голодная смерть. Евфросиния решается на побег. Прежде чем ее схватили, она прошла по тайге полторы тысячи километров. Ее судят, приговаривают за побег к высшей мере, но заменяют расстрел десятью годами исправительно-трудовых лагерей. В Норильском лагере Керсновская по собственной воле занималась самым тяжелым трудом — шахтерским. Там она чувствовала себя внутренне свободнее — «подлецы под землю не спускаются».

После освобождения из ссылки Керсновская жила в Ессентуках. В 12 толстых тетрадях она рассказала о годах, проведенных в ссылках и тюрьмах, дополнив рукопись сотнями рисунков. Затем она создала альбомный вариант (также 12 тетрадей), а в конце 70-х годов проиллюстрировала шеститомную самиздатскую машинопись, сделанную ее московскими друзьями.

В ессентукском доме сохранили все так, как было при ее жизни.

← достопримечательности Ессентуков

 

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований. На протяжении веков земли Ставропольского края населяли разные народы, каждый из которых оставил потомкам уникальное наследие. Эпохи сменялись, и население региона вместе с ними: от древних людей эпохи палеолита до скифов и сарматов, позднее уступивших место потомкам Ногайской орды.

Об одной находке археологов хочется рассказать подробнее, поскольку в мировом сообществе подобные сенсации являются редкостью. Со слов директора археологического объединения «Наследие» Андрея Белинского, только раз в столетие раскопки дают такой ошеломительный результа

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований.

Речь идёт об Ипатовских курганах, в частности, о крупнейшем из них – Большом Ипатовском Кургане.

В древности Ипатовский район являлся частью Великого Шёлкового пути. С 1998 года на этой территории ведутся раскопки археологическими группами «Наследия», благодаря которым было обнаружено более чем 70 курганов разных культур и эпох:

- древнеямной (IV-III тысячелетие до н.э.),;

- протокавказской, середины бронзового века – начала железного века;

- кочевых племён эпохи Средневековья (VIII-X и XIII-XIV века);

- золотоордынской (XIV век);

Середина XX столетия ознаменовалась большим интересом к археологическим находкам, и внимание «чёрных копателей» акцентировалось на Ипатовском районе. Многие курганы, таившие в себе бесценные исторические сокровища, были разграблены, а артефакты осели в частных коллекциях. Однако главная ценность – Большой Ипатовский курган – по счастливому случаю остался нетронутым и дождался археологических раскопок.

Впрочем, раскопки начались не случайно: курган попал в зону строительства нефтепровода, и археологам «Наследия» пришлось в экстренном порядке заняться спасательными работами, чтобы сберечь наследие древности. Со слов директора Андрея Белинского, никто особенно не рассчитывал на сенсационные находки на этом участке, однако результат превзошёл все ожидания.

Мировое сообщество потрясло известие об обнаружении «Ипатовской принцессы» - уникального древнего могильного комплекса III века до н.э., внутри которого обнаружены останки женщины, украшенные роскошными золотыми браслетами, кольцами и подвесками. Всё пространство погребальной камеры старательно закапали сосновой смолой, запах которой сохранился до наших дней.

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований.-2

Помимо вещей, несущих декоративную ценность, археологи нашли различные амулеты, предметы явно эзотерического характера – «жреческую утварь»: зуб акулы, стеклянный сосуд сакрального значение, а также оружие ритуального типа – украшенный кинжал и короткий меч-акинак в золочёных ножнах. Подле женщины лежало разбитое зеркало, и разбито оно было специально: по верованиям кочевников, такой предмет должен был препроводить душу усопшей из мира живых.

На шее у женщины была крупная гривна в виде плотных золотых обручей, вокруг которых танцевали существа, похожие на кошек. Особый замок на колье запирался золотой иглой на изысканной цепи из тонких звеньев.

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований.-3

Изысканные золотые браслеты – тоже с изображениями зверей – явно из одного «набора» с гривной. На левой руке – уникальный по своей природе перстень, сделанный из монеты с надписью на греческом языке и фигурой, сидящей на троне с одной стороны и профилем Александра Македонского – с другой.

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований.-4

В левой руке усопшая держала деревянную чашу, украшенную листовым золотом. Рельеф на золотой декорации изображал бегущего оленя с красивыми разветвлёнными рогами, следом за которым нёсся мифический грифон.

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований.-5

Любопытным довеском к находке стало исследование останков. Оказалось, что, хоть захоронение и принадлежало к сарматской культуре, внешность женщины несла в себе явный монголоидный отпечаток. Это удалось установить благодаря методам профессора Герасимова – портрет женщины восстановили по сохранившемуся черепу.

Ставрополье является одним из самых интересных регионов для археологических исследований.-6

Учёные расходятся во мнениях, кем была женщина – жрицей, воительницей, а может, и той, и другой? Бесспорно одно: её высочайший статус в обществе. Пышные погребальные наряды и масса золотых украшений подтверждают её возможную принадлежность к семье правителей. Помимо изысканных подвесок, бус и поясных украшений, в загробную жизнь с девушкой отправился даже набор косметики: охристые румяна, меловые белила, размолотые минеральные краски наподобие современных теней.

Множество находок, обнаруженных рядом с останками «принцессы», свидетельствуют о прекрасном развитии торговли с античными государствами. Амфоры и кувшинчики изящной работы греческих мастеров подтверждают наличие активного взаимодействия с эллинистической культурой.

Золотые серьги

Все перечисленные предметы наряду с другими находками представлены в передвижной выставке Ипатовского музея как самые интересные артефакты, обнаруженные благодаря раскопкам в регионе.

О том, кем же была загадочная «Ипатовская принцесса», строится немало предположений. Причины гибели девушки пока что установить не удалось, но можно с уверенностью утверждать, что смерть наступила около 20 лет. По тем временам этот возраст считался уже вполне зрелым, так как средняя продолжительность жизни составляла порядка 40 лет. Примерный рост девушки был 150-160 см. В настоящее время исследователи работают над детальным восстановлением облика «принцессы» и поиском фактов, которые помогут составить более ясное представление о её жизни.

Удивительно, что данное захоронение осталось нетронутым. Но этому есть простое объяснение: погребение являлось тайным. Для девушки не насыпали специально курган, а использовали старый, в котором хоронили с эпохи бронзового века. Так смогли уберечь захоронение от мародёров тех времён. А от современных грабителей спасло то, что у подножия кургана расположено старое кладбище мусульман.

29.09.2023
29.09.2023

 

Царские Минеральные Воды


В царские времена - Кавказские Минеральные Воды были доступны только узкому слою населения. Дворяне, приезжавшие сюда подлечиться и отдохнуть, могли позволить себе многое. Сейчас времена изменились, отдохнуть может каждый. Но фото репродукций картин, остались.

















































































































https://kot-de-azur.livejournal.com/1093182.html
Источник
26.09.2023
ТЕРКИ
26.09.2023

 Первым русским городом на территории современной Чеченской Республики называют Терки - старинную крепость в устье Сунжи.

Терки, он же - Терский город заложен был еще в XVI-м веке царем Иваном Грозным, искавшим союза с чеченцами-аккинцами (Ококов по русской терминологии тех лет) и их лидером Ших-Мурзой.

Располагался форт примерно в районе современного села Брагуны Гудермесского района Чеченской Республики. Отсюда рукой подать до Грозного и Гудермеса. Рядом и по сей день находится станица Старощедринская - одна из старейших казачьих станиц на Тереке, сохранившаяся до наших дней.

Позже название Терский город, кстати, закрепили за другим русским поселением - в северном Дагестане. А Терки в документах той эпохи стали чаще называть Сунженский острог (также Сунша, Суншино городище, Суншино городище). Современные же историки именуют первый Терки термином Терки-1.

Основанное в 1565-м году воеводами Андреем Бабичевым и Петром Протасьевым «со многими людьми» поселение, первый русский форпост на Кавказе, окружали территории терских кумыков и чеченцев-аккинцев (Оккоцкая земля). Через Терки проходили стратегические дороги на Грузию, северный Дагестан и в союзную русским Кабарду.

Здесь стоял оснащенный пушками и пищалями гарнизон из стрельцов и государевых служилых людей, постоянно жили царские воеводы. Здесь же в мире да согласии жили русские и восточные купцы, чеченцы, кабардинцы, кумыки (Окоцкая и Татарская слободы).

Терки несколько раз по разным политическим причинам (например, давление османов) покидался русскими войсками. Правда, в нем все равно продолжали жить терские и гребенские казаки, де факто не подконтрольные никому. Покинутый Терки несколько раз по приказу из Москвы спешно восстанавливали - нельзя было дать туркам и персам шанса сами закрепиться на Тереке, построить тут крепости.

Форт служил важной русской базой на Северном Кавказе. Посредством Терки Москва влияла на политические процессы в округе. Известно, что в конце XVI века крымский хан Адиль-Гирей, шедший через Кавказ на помощь османским войскам в Азербайджане, вынужден был даже просить у царя разрешения для прохода через переправу близ крепости.

Окончательно город Терки в устье Сунжи уничтожен был во время русско-персидской войны 1651-1653 гг. Тогда персы основательно осадили царское укрепление и взяли его штурмом, причем используя горящую нефть, добытую из источников на месте современного Грозного. Однако, некоторое время, до начала XVIII-го столетия на Северном Кавказе еще продолжал существование другой Терки, стоявший в устье Терека, откуда было легче поддерживать контакты с Астраханью.

Сегодня чеченские археологи ведут поиски старинной русской крепости, пытаются угадать ее точное расположение.

Терский город — Википедия

О происхождении названия Терского города в варианте «Терки», на что справедливо указали Б.Г. Алиев и М.-С.К. Умаханов, объяснял еще А. Олеарий, указывая на то, что один из рукавов Терека «назывался, как и теперь его зовут, Тер(е)ком. Он дал городу, мимо которого течет, наименование Терки». Эту версию дополняют и сведения И.Г. Гербера, отметившего: «Со времени царя Ивана Васильевича, река Терек разделяется к своему устью на разные протоки, отчего и произошло имя Терки во множественном числе» .

Под Терки-1 следует принимать Терский острог 1567 г., который был построен на левом берегу Терека. История возникновения этой крепости связана с политической обстановкой, которая сложилась после присоединения Кабарды к Русскому государству, так как усиление русского влияния на Кавказе вызвало большое недовольство Турции и Крыма. Набеги, вражда за земли с шамхалом вызвали необходимость походов русских воинских отрядов на Северный Кавказ в конце 50-х - начале 60-х гг. XVI в. Кабардинские князья обратились с просьбой поставить крепость в устье Терека. Весной 1567 г. были посланы на Северный Кавказ «для городового дела» воеводы Андрей Бабичев и Петр Протасьев, которые поставили по левому берегу Терека, против впадения в него Сунжи, первую русскую крепость Терки. Основанием для такого предположения современным исследователям служит сообщение в «Книге Большому Чертежу»: «А против устья реки Сунши, на другой стороне Терка, острог». В крепости были пушки, пищали, в составе гарнизона были царские ратники-стрельцы и другие служилые люди.

Сооружение крепости вызвало недовольство в Турции и Крыму, которое грозило военными действиями России. Турецкий султан и хан предприняли поход на Астрахань, затем совершили поход на Москву в 1571 г. Иван Грозный приказал срыть крепость Терки, а жителей и войска увести в Астрахань. Турецкий султан и хан продолжали настаивать на отдаче им Казани и Астрахани, и летом 1572 года крымский хан предпринял поход на Москву, но был разбит русскими войсками под руководством воеводы М.И. Воротынского.

Под Терки-2 следует понимать восстановление прежней крепости в 1578 году, по просьбе кабардинских князей. Посланный из Москвы воевода Лукьян Новосильцев начал ставить крепость «на реке на Тереке усть Сунцы-реки». Через год политическая ситуация снова изменилась. Воевода Новосильцев разбил войско крымского хана, которое возвращалось после поражения в Персии, куда хан шел оказать помощь Турции. Узнав об этом, турецкий султан и хан вновь потребовали у России снести этот город. В период Ливонской войны Иван Грозный принимает решение «оставить город». Еще не достроенный город оставили, а людей перевели в Астрахань. Но город продолжал существовать после официального упразднения, так как он не был снесен, а вскоре занят вольными терскими казаками. На указание турок уйти казаки ответили отказом, а русское правительство заявляло, что на Тереке живут неподчиняющиеся им «беглые, казаки, воры», хотя оказывало им помощь продовольствием и вооружением.

Под Терки-3 следует принимать крепость, основанную в 1588 г., первоначально располагавшуюся (до 1669 г.) на одном из средних рукавов Терека - речке Тюменке (в современный период Старый Терек), примерно в 5 верстах от ее впадения в море. В известных сегодняшней науке источниках имеются две версии основания Терки в дельте Терек: на месте прикаспийского города Тюмень и на противоположном берегу от Тюмени. В первые годы Терскую крепость именовали Тюменский город (следует отличать от Тюменского владения).

Крепость имела вид острога, сделанного из дерева и земли. Она была снабжена «нарядом», то есть артиллерией, а ее гарнизон в основном состоял из стрельцов, вооруженных ручным огнестрельным оружием - пищалями. Начало гарнизону и населению Терского города положили полторы тысячи стрелецких семей, переведенных сюда на «вечное житье» из центральных городов страны. Первым воеводой нового Терского города был князь А.И. Хворостин, являвшийся подручным астраханского. В результате наводнения вода затопила город, полностью смыв его восточную стену и причинив другие разрушения, после чего город перенесли на новое место.

Терки-4 был отстроен (1669 г.) неподалеку от оставленной крепости Терки-3, на Копани (это часть участка дельты Терека, сейчас местность условно можно соотнести с Копайским гидроузлом, Кизлярский р-н РД). Редко, но встречалось название новой крепости как «город на Копани».

Из Астрахани было прислано 100 мастеровых по дереву, всеми работами руководил присланный из Москвы крупный «горододелец» (фамилия в источниках не названа). В 1669 году он сооружался по присланному из Москвы чертежу и под руководством московских «горододельцев», которых возглавлял, по сведениям Я. Стрейса, английский полковник Т. Бейли. В течение года на новом месте были построены Малый город и земляной (Большой) город, перетранспортировано население, но в связи с восстанием С. Разина было принято решение Земляной город разрушить. Остатки от первого месторасположения этого Земляного города некоторые исследователи предлагают считают Трехстенным городищем, крепостью, которая является «белым пятном на археологической карте Низовий Терека». Однако в этом вопросе до сих пор нет необходимой ясности. В словаре Брокгауза и Эфрона при характеристике Терки, указано: «на 10-вер. карте Кавказского края значится под именем "быв. креп. Трехвальный городок Терской"».

Иногда встречаются мнения, что Терки и Трехстенный городок - это одна и та же крепость. Мы считаем более доказательным мнение Е.И. Крупнова, согласно которому «Трехстенная крепость - это одиночная крепость, входившая в одну из ранних оградительных линий на окраине Московского государства, включавшая валы, сторожевые посты и городки». Нам кажется убедительным мнение отдельных дореволюционных исследователей, которые принимали эту крепость за город, построенный здесь в конце XVI в. вольными русскими казаками и окруженный «обширным окопом в виде треугольника, почему и назвали трехстенным». По нашему мнению, отождествлять эту крепость с Терки не стоит, так как аналогий Трехстенному городку нет на Северном Кавказе и параллели ему следует продолжать искать не на Кавказе.

https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21812/ru_RU

 

Михаил Афанасьев. Фото: соцсети героя материала

Композитор, чья музыка дошла до Голливуда — следующий герой рубрики «Мы из Ставрополя» редакции «Блокнота». Добившийся международного успеха музыкант и основатель собственной студии Михаил Афанасьев родом из краевой столицы.

 

Детство и учеба

Михаил родился в Ставрополе 1 февраля 1995 года. После окончания 9 класса он решил переехать в Москву и поступил в военно-музыкальное училище. Там на третьем курсе он начал сочинять музыку. 

Позднее он поступил на кафедру дирижирования университете, чтобы продолжить обучение. Но скоро понял, что это не его путь, и ушел со специальности. 

— Несмотря на музыкальный бэкграунд, приходилось очень много вещей осваивать с нуля  —  в основном речь об основах звукорежиссуры и музыкального бизнеса. После училища я поступил в университет на кафедру дирижирования, но быстро разочаровался и в конце концов забрал документы , — рассказал Михаил в интервью «АТВ».

По его словам, учеба помогла ему завести новые знакомства и «влиться в музыкальную тусовку». Сперва он сочинял музыку в качестве хобби, но со временем решил построить на своем таланте карьеру.

Карьера

Афанасьев начал работать в индустрии продакшн-музыки. Здесь артисты пишут композиции для использования в трейлерах, тизерах и рекламных роликах. Треки собирают специальные компании-библиотеки, у которых кино- и телестудии приобретают музыку под свои нужды.

Композитор рассказывал, что всегда любил эпичную оркестровую музыку, которую используют для продвижения фильмов. И тут Михаил загорелся идеей — создать первую в России библиотеку музыки. До тех пор российские киноделы были вынуждены пользоваться услугами зарубежных компаний, аналогичных в нашей стране просто не было.

— Я всегда фанател по такой музыке, да и в целом это очень интересная сфера. То, что это свободная ниша в России — не совсем плюс, точнее вообще не плюс и не минус. Для русских кинематографистов мы от других библиотек отличаемся разве что тем, что лично приезжаем подписать договоры — в остальном процесс лицензирования одинаков. Для иностранных клиентов тот факт, что мы из России, иногда только усложняет дело, а не упрощает, — пояснил журналистам Афанасьев.

Михаил стал основателем и директором Imagine Music — первой российской трейлерной библиотеки музыки, работающей на мировом уровне. Сам он считает, что в своей студии он скорее бизнесмен и издатель, чем автор. Тем не менее, он продолжает создавать и свою музыку. Его композиции можно услышать в трейлерах «Годзилла 2: Король монстров», «Убийца 2: Против всех», «Майор Гром: Чумной Доктор», «Последний богатырь», «Лёд 2», сериалов «Очень странные дела», «Рэтчед», «Псих», «Топи», а также в компьютерных играх, включая «Shadow Fight 3», «Heroes of the Storm» и «Astellia».

Михаил не только занимается музыкой для трейлеров, но и является композитором музыкальных саундтреков к фильмам, таким как «Балканский рубеж», «Лёд 2», «Последняя охота» и «Бог есть, откуда берутся дети». Он также выполнил роль музыкального супервайзера на проекте «Конёк-Горбунок».

Собственную музыку Афанасьев выпускает альбомами, которые уже не раз замечали киностудии. Так, совсем недавно стало известно, что композиция Михаила зазвучит в спин-оффе сериала «Ходячие мертвецы».

— Я очень горжусь тем, что мой трек Clair De Lune с альбома Supreme II можно услышать от начала и до конца в премьерном трейлере «Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон», спин-оффа легендарного оригинала. Не могу поверить, что этот трек был записан шесть лет назад и до сих пор получает места! — поделился композитор в соцсетях.

 

Один приезд – и память на века! - http://kisgazeta.ru/
Один приезд – и память на века! - http://kisgazeta.ru/
Один приезд – и память на века! - http://kisgazeta.ru/
Один приезд – и память на века! - http://kisgazeta.ru/
Один приезд – и память на века! - http://kisgazeta.ru/
Фото: kisgazeta.ru

Сегодня не тронуть уже рукой эти согретые солнцем стены, ажур балконов и плоские кровли над ними. Время унесло их в прошлое. И всё-таки прикоснуться к ним можно… Взглядом. Они живут на полотнах художника, который зимуя в столице Грузии полтора века назад, успел написать аж пятнадцать картин о различных уголках Кавказа. Тифлис застыл под его кистью в яркости прозрачного воздуха и в романтической дымке, в суете многолюдной улицы и в прохладе знаменитых Ортачальских садов… Сейчас узнаваемы лишь крепость Нарикала и Метехский храм, остальное – уже история, запечатлённая Иваном Айвазовским (Ованесом Гайвазяном) в подарок потомкам.

Это было единственное появление знаменитого художника в Тифлисе, в 1868-м. А между тем на кавказскую землю его нога ступила ещё за тридцать лет до этого приезда, можно сказать, экспромтом, по воле высокопоставленного военного.

Двадцатидвухлетнего студента Петербургской академии художеств Ивана Айвазовского за выдающиеся успехи в живописи в 1838 году командируют на два года в Крым. А там его лично навещает начальник отряда Кавказской береговой линии генерал-майор Николай Раевский. Тот самый легендарный сын героя Отечественной войны 1812 года, генерала от кавалерии Николая Раевского-старшего. Одиннадцатилетним мальчишкой он шёл с отцом в атаку под Бородино, затем сражался под Вязьмой и Лейпцигом, а в тринадцать лет получил орден Владимира 4-й степени с бантом – за взятие Парижа!

Знаменитый генерал делает предложение, от которого влюблённому в море молодому художнику невозможно отказаться. Раевский едет руководить высадкой десанта на Кавказе и приглашает Айвазовского, о котором слышал от моряков как о «морском волчонке», отправиться с ним. Но Айвазовский должен вернуться в Петербург в строго установленный срок, и поэтому на имя президента Академии художеств уходит прошение о продлении командировки и разрешении участвовать в действиях военной эскадры. Обоснование для «отправления в поход аргонавтов» такое:

«Генерал Раевский, начальник прибрежной кавказской линии, проезжая через Феодосию к своей должности для совершения военных подвигов при занятии мест на восточных берегах Менгрелии, был у меня в мастерской и настоятельно убеждал меня поехать с ним, дабы обозреть красоты природы малоизвестных восточных берегов Чёрного моря и присутствовать при высадке на оные войск, назначенных к боевому занятию означенных береговых мест»… Дальше приводятся «желание видеть морское сражение при этакой роскошной природе и мысль, что изображение на полотне военных подвигов наших героев будет угодно его императорскому величеству»…

В стране, которой правит Николай I, всё подчиняется железной, поистине военной дисциплине, и разрешение Айвазовский получает лишь после того, как его прошение проходит на самый верх по цепочке: президент Академии художеств – военный министр – министр Двора – император. К тому же царь повелевает выдать «академианту» тысячу рублей ассигнациями. В морском походе к берегам черноморского побережья Кавказа Айвазовский делает зарисовки с натуры, знакомится с замечательными людьми. Среди них – легендарные флотоводцы: адмирал Михаил Лазарев и молодые тогда ещё офицеры Павел Нахимов, Владимир Корнилов и Владимир Истомин. А вдобавок, «негр, окрашенный белою краскою» – Лев Пушкин, душа любой компании. С ним нельзя говорить лишь на одну тему – об обстоятельствах гибели его брата Александра. Именно он приводит художника в офицерскую палатку после того, как тот с альбомом, карандашом и пистолетом участвует в высадке десанта в долине Субаши близ нынешнего Сочи и под огнём выносит из боя раненого мичмана Николай Фредерикса, будущего флигель-адъютанта. В палатке как равные ведут себя с офицерами несколько солдат, которые оказываются разжалованными и сосланными на Кавказ декабристами Александром Одоевским, Михаилом Нарышкиным, Николаем Лорером.

Общение неискушённого художника с государственными преступниками можно поставить в вину пригласившему его Раевскому. И, стремясь поскорее отослать впечатлительного юношу, но не желая обидеть его, генерал отправляет Айвазовского писать пейзажи с суши, пройдя по береговой линии до Крыма. Так художник попадает на берег Абхазии.

Целый месяц длится это путешествие в сопровождении подполковника, этнографа Соломона Званба и охраны из матросов. Делается множество эскизов и зарисовок. А на десятый день пути – событие в духе приключенческих романов. В окрестностях Пицунды, в бушующем море, Авайзовский видит в подзорную трубу, как патрулирующий прибрежье русский корабль гонится за небольшим судёнышком. Когда буря заканчивается, к берегу подплывает шлюпка, из которой всё тот же мичман Фредерикс с матросами выводят двух закутанных в покрывала и платки девушек. Оказывается, черкесы похитили их из абхазской деревни и везли в Турцию. Художник и Званба берутся вернуть их домой.

Пройдёт сорок лет, и Айвазовский посвятит этому эпизоду картину с подробным названием «Взятие русскими матросами турецкой кочермы и освобождение пленных кавказских женщин». А увиденное сражение он спешит запечатлеть на картине «Десант Н.Н. Раевского в Субаши», заказанной самим императором – первый в жизни Айвазовского заказ такого уровня! Через полвека он вновь возвращается к этой теме, и появляется «Десант отряда в долине Субаши», правда, с изменённой композицией. Да и вообще, юношеские впечатления о берегах Грузии не покидают его до самой старости – в 1899-м, когда остаётся всего лишь год жизни, создаётся пейзаж «Кавказские горы с моря». А тогда, будучи ещё студентом, он едва успевает вернуться в родную Феодосию, как Раевский вновь вызывает его – генерал восхищён талантом молодого человека и хочет, чтобы тот запечатлел уже и второй, и третий десанты. Айвазовский даже пишет: «Второй вояж с Н.Н. Раевским к Абхазским берегам помешал докончить все картины, которые я назначил было к выставке, и потому, возвратившись со второго десанта, – я занялся окончанием картин».

Вот так берега кавказского побережья Чёрного моря подарили будущему великому маринисту и боевое крещение, и первые картины о флоте, и темы для работ на много лет вперёд. Да ещё и сыграли немаловажную роль в том, что в 1839-м он с успехом окончил Академию художеств.

Иван Константинович редко засиживался на одном месте. Он утверждал: чтобы не «закостенеть» в живописи, нужны новые впечатления. И вполне закономерно, что в 1853 году он избирается действительным членом Русского географического общества.

Именно эта страсть к путешествиям и приводит его в Тифлис. Осенью 1868 года Айвазовский выезжает из Феодосии на Кавказ. За те без малого тридцать лет, что прошли после его высадки на грузинский берег с отрядами генерала Раевского, он уже поработал в Италии, Швейцарии, Голландии, Англии, Франции, Португалии, Испании, Турции, Греции, Малой Азии. У него звания живописца Главного морского штаба, профессора Петербургской академии художеств; членство в академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта, европейские выставки, многочисленные награды. По дороге Айвазовский побывал во многих живописных местах Кавказа, кто знает, может и наш любимый Кисловодск был в этом списке!

И вот в ноябре Айвазовский появляется в Тифлисе. Там его ждут с нетерпением. К услугам долгожданного гостя просторные помещения одного из лучших домов города, принадлежащего знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Тамамшеву, которых хватает и для жилья, и для обустройства мастерской. Иван Константинович сразу начинает писать столь поразившие его виды Кавказа. Причём делает это по памяти, что отнюдь не свойственно другим классикам русской реалистической живописи. Айвазовский полагается не только на зарисовки, но и на свою поистине фотографическую память и пишет очень быстро, иногда создавая картину за день-два.

В Тифлисе ему работается легко. По натуре художник очень общителен, он сразу приобретает в Тифлисе массу знакомых, а те появляются у него в мастерской. Ничего не поделаешь – тут и простодушие, и чисто кавказская убеждённость, что дом знакомого должен всегда быть открыт для тебя, и общее для всех широт стремление увидеть воочию повседневную жизнь знаменитости. Ивану Константиновичу гости не мешают, хотя то и дело сотрясают воздух восторженными возгласами – по мере того, как на холсте возникают горы и ущелья, реки и водопады.

По городу начинают ходить слухи о невиданной скорости, с какой работает приезжий художник. Извозчики, которые быстрее всего впитывают и распространяют слухи, организуют постоянную стоянку поближе к дому звёздного клиента, и когда Айвазовский выходит из подъезда, к нему, наперегонки и с особой лихостью, устремляются сразу несколько экипажей. Счастливчик, которому удаётся усадить к себе знаменитость, становится героем дня и потом по несколько раз рассказывает всем, куда ездил гость и о чём говорил во время поездки.

В конце концов, по Тифлису разносится главная весть: Айвазовский закончил работу и покажет всё написанное на специально организуемой выставке. Такие «вернисажи на месте» – ещё одно отличие Айвазовского от многих собратьев по кисти. За свою жизнь он провёл более 120 персональных выставок, причём не только в европейских и обеих российских столицах, но и в губернских городах, в провинции. Доходы от этого, довольно необычного для того времени явления, были немалые, но большую их часть Иван Константинович отдавал на добрые дела. Тифлисскую выставку организовали в одном из залов караван-сарая, принадлежавшего родственнику гостеприимного Тамамшева и разместившегося на центральной площади города.

Практически полгорода пришли туда, чтобы увидеть «Цепи Кавказских гор», «Дорогу от Млета до Гудаура», «Дарьяльское ущелье», «Аул Гуниб в Дагестане» и другие картины, родившиеся в тифлисскую зиму под впечатлением поездки по Кавказу. От продажи билетов выручено несколько тысяч рублей (сумма по тем временам огромная!), и художник объявляет, что передаёт все деньги сиротскому приюту. В городе поднимается волна восторга, незнакомые Айвазовскому люди в пояс кланяются ему на улицах, снимают шляпы, дарят цветы. Закрытие выставки было решено провести с особой торжественностью и совместить с чествованием гостя по высшему тифлисскому разряду. Из тысяч желающих в празднично украшенный зал попадают лишь две сотни самых именитых горожан – больше просто не вмещает помещение. Танцы, песни, музыка перемежаются с приветственными речами и даже стихами, а когда начинается застолье с вином особой выдержки, по знаку распорядителя вечера парами, в белых одеждах, появляются воспитанники приюта. В торжественной тишине попечитель приюта достаёт из ларца оправленный в золочённое серебро рог тура и, заполнив его вином, произносит речь. Все встают, голос попечителя дрожит от волнения:

«Наш дорогой знаменитый гость и друг Иван Константинович! Город Тифлис польщён и горд тем, что вы в нём задержались дольше, чем в других местах во время вашего Кавказского путешествия. Мы благодарим вас за честь, оказанную нам и за то, что ваша гениальная кисть так блистательно запечатлела любимую нами природу Кавказа и вид нашего родного города Тифлиса. Ваш щедрый дар в пользу городского детского приюта мы никогда не забудем… Примите же, наш дорогой гость и великий художник, от жителей города Тифлиса этот турий рог. Пусть он будет эмблемой, символом изобилия вашего несравненного художественного гения!».

На берега Куры он больше не возвращается, но в Тбилиси до сих пор живёт легенда: после того, как Айвазовский пожертвовал сиротскому приюту сбор от своей выставки, молодёжь, в первую очередь студенческая, подарила ему «миллион алых роз»… Точнее, скупила все цветы на всех тифлисских базарах. А может быть, это и не легенда…

 

Ессентуки, мой город славный,

Ты очень много лет стоишь

И славу города-курорта

Ты по достоинству хранишь.

Прекрасен ты своей природой,

Своей целебною водой,

Прекрасен реками, полями

И благодатною землёй.

В оправе синих гор сияя,

Под солнцем юга ты цветёшь.

И по земле родного края

Ты славу гордую несёшь.

Люблю тебя, мой славный город!

Горжусь историей твоей,

Ты, несмотря на возраст, молод,

Цвети и дальше для людей!

 Автор Чернова Ю.Е

Минеральные воды это прежде всего воротами, каждый день пропускающие тысячи туристов на курорты Кавказских Минеральных Вод. А Пятигорск - это бальнеологический и грязелечебный курорт федерального значения. То же самое можно сказать о Ессентуках и Кисловодске. Здесь нет моря и того тюленьего отдыха к которому все привыкли на Кипре, в Тунисе и Турции. Прежде всего сюда едут за лечением от сердечно-сосудистых заболеваний, нервной системы, органов пищеварения, суставов позвоночника и гинекологических заболеваний.



В этом сильно помогает наличие минеральной воды на курортах Кавказских Минеральных Вод, в сумме с прогулками по парковым терренкурам дает положительный результат. Каждый курорт специализируется на различных видах минеральной воды.




Виды минеральной воды:



- Гидрокарбонатно-сульфатная лечебно-столовая вода с полным отсутствием либо небольшим содержанием углекислого газа, а также растворенных в ней органических веществ. Рекомендуется для употребления людям, болеющим хроническим гастритом, язвенной болезнью,. "Смирновскую" и «"Славяновскую".



- Гидрокарбонатно-хлоридно-сульфатная лечебно-столовая назначается больным страдающим хроническим гастритом, сопровождающимся пониженной секрецией желудка. К числу таких вод можно отнести: «Ессентуки №17», «Ессентуки №4», «Железноводскую», «Нарзан» (г. Кисловодск).

- Гидрокарбонатно-сульфатная кальциевая лечебно-столовая вода употребляется для лечения хронических заболеваний кишечника. К такой воде принадлежат: «Нарзан»,«Смирновская» (г. Железноводск) и «Славяновская».

- Хлоридно-сульфатная лечебная минеральная вода показана людям, страдающим хроническими заболеваниями кишечника при которых снижается двигательная функция. Также она применима при болезнях желчевыводящих путей, ожирении, сахарном диабете и подагре. Для этих заболеваний существуют следующие минеральные воды: «Ессентуки 17»

- Гидрокарбонатно-сульфатная и минерально-органическая лечебно-столовая вода рекомендуется больным хроническими заболеваниями почек. Для лечения этих болезней используют: «Нарзан», «Славяновскую», и «Смирновскую»

Города и месторождения с минеральной водой:

Кисловодск получил известность благодаря месторождению нарзанов. Вряд ли найдется гражданин России, не слышавший о воде под названием «Нарзан». Кисловодские нарзаны принадлежат к бальнеологической группе углекислых вод сульфатно-гидрокарбонатного магниево-кальциевого состава. Различаются нарзаны между собой по величине минерализации и соотношению ионов. Хорошо известны три типа этих вод: Нарзан, Доломитный нарзан и Сульфатный нарзан. Они используются в виде ванн, питьевого лечения и розлива в бутылки под названием «Нарзан». Во второй половине XX века были открыты и разведаны новые месторождения углекислых минеральных вод: Верхнеподкумское (в долине реки Подкумок) и Кумское (в 45 км к западу от Кисловодска, в верховьях реки Кумы) на территории Карачаево-Черкесской Республики.



Не менее известны и полезны минеральные воды под названием Ессентуки.
Ессентукские минеральные воды известны не только в России, но и за пределами нашей страны. Их главное богатство — углекислые гидрокарбонатно-хлоридные натриевые воды, или, как их еще принято называть, соляно-щелочные воды «Ессентуки-4» с минерализацией 7—10 г/л и «Ессентуки-17» с минерализацией 10 — 15 г/л. Для бальнеологических целей здесь используются «серно- щелочные» (сероводородно-углекислые хлоридно-гидрокарбонатные натриевые средней минерализации) воды Гаазо-Пономаревского источника.



Бештаугорское месторождение расположено у юго-западного подножия горы Бештау. Аптальбский водоносный комплекс содержит слабоуглекислые, термальные, маломинерализованные воды сульфатно-гидрокарбонатного натриевого состава, высоконапорные, самоизливающиеся. Валанжинотитонский водоносный комплекс содержит углекислые, термальные, среднеминерализованные воды хлоридно-сульфатно-гидрокарбонатного кальциево-натриевого состава, высоконапорные, самоизливающиеся. Эти воды по минералопроводу подаются на Ессентукский курорт. С 1985 года минеральная вода Бештаугорского месторождения применяется на курорте Ессентуки для питьевого лечения под названием «Ессентуки Новая».



Второе Бештаугорское месторождение минеральных радоновых вод расположено в 8 км к западу от Пятигорска, на восточном склоне горы Бештау. По химическому составу вода скважины №113 является слабоминерализованной, холодной; содержание радона составляет 180—210 нКи/л. Используется Бештаугорская радоновая минеральная вода только для бальнеолечения в Пятигорской радоновой лечебнице.



Пятигорское месторождение минеральных вод расположено в центральной части региона КМВ, на склонах горы Машук. Известные на Пятигорском месторождении типы минеральных вод объединяются в пять групп: углекисло-сероводородные сложного ионного состава; углекислые сложного ионного состава; углекислые хлоридно-гидрокарбонатные натриевые (соляно-щелочные); радоновые слабоуглекислые сложного ионного состава; слабоуглекислые сложного ионного состава (азотно-углекислые). Здесь разливаются в бутылки минеральные воды под названием «Машук», «Машук-19», «Горячеводская», «Пятигорская столовая».



Железноводское месторождение углекислых минеральных вод расположено на склонах горы Железной. В честь первых исследователей Железноводского месторождения названы многие источники, такие, например, как Гаазовский, Смирновский, Славяновский, Нелюбинский (горячий и холодный). Железноводское месторождение характеризуется преимущественным развитием однотипных минеральных вод — углекислых сульфатно-гидрокарбонатных кальциево-натриевых малой минерализации. Наиболее известны и разливаются в бутылки воды Славяновского и Смирновского источников.



Баталинское месторождение горько-соленых вод расположено в 2,5 км восточнее поселка Иноземцево, на берегу речки Джемуха. Вода Баталинского источника широко известна в качестве природного слабительного лекарства. По химическому составу Баталинская вода относится к холодным, высокоминерализованным, сульфатным магниево-натриевым.

Змейкинское месторождение углекислых минеральных вод расположено в 6 км к юго-западу от города Минеральные Воды, между горами Железная и Змейка. Из аптальбских песчаников нижнего мела выведены высоконапорные высокотермальные, углекислые, маломинерализованные гидрокарбонатно-сульфатные кальциево-натриевые воды Железноводского типа с повышенным содержанием кремниевой кислоты. На базе этого месторождения был построен санаторий «Минеральные Воды», а так же завод по розливу минеральной воды «Новотерская» вблизи поселка Новотерский. Минеральная вода «Новотерская целебная» быстро завоевала популярность у россиян, и новые запасы минеральной воды Змейкинского месторождения позволили существенно увеличить выпуск этой целебной воды.

Кумагорское месторождение расположено на крайнем северном участке района Кавказских Минеральных Вод. Содержит слабосульфидные маломинерализованные, хлоридно-гидрокарбонатные натриевые термальные воды. На склонах горы Кокуртлы известно 8 минеральных источников, из которых наиболее известные Главный Кумагорский и Конский. Минеральные воды Кумагорского месторождения используют для бальнеологических целей в Кумагорской лечебнице.

Георгиевское месторождение расположено на восточной окраине одноименного города Георгиевска. Месторождение поставляет йодо-бромные гидрокарбо натно-хлоридные натриевые воды бальнеологического назначения. Используется для бальнеопроцедур в Георгиевской водолечебнице.

Плюс ко всему, практикуется лечение в грязевых ваннах и термальных источниках. Грязь здесь отменная из минерального озера Тамбукан.