В Петербурге множество памятников Петру I, основателю города. Но самая необычная судьба — у самого первого памятника.
Модель памятника сделал еще при жизни Петра I скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Царь Петр хотел поставить конную статую на Коллежской площади на Васильевском острове — тогда это была главная площадь Петербурга. Но не успел.
В бронзе отливал статую сын скульптора, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (создатель Зимнего дворца). Дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна, хотела поставить статую отца перед Зимним дворцом. Но не успела.
Кстати, на памятнике Петр изображен верхом на любимом коне... по имени Лизетта. Судя по всему, имя это император очень любил. Потому что именно так он назвал (и именно в такой последовательности):
-
любимую собаку (терьер Лизетта, 1705)
-
любимую лошадь (персидский скакун Лизетта, 1705)
-
любимый корабль (шестнадцатипушечная шнява по проекту самого Петра, 1708)
-
любимую дочь (Елизавета Петровна, 1709)
Если посмотреть на памятник строго в профиль, левая передняя нога Лизетты очень напоминает ботфорты.
Екатерине II памятник не понравился, поэтому она повелела создать и установить новый монумент, ныне известный как Медный всадник. Посвящение для постамента выбрала краткое, но выразительное: «Петру Первому Екатерина Вторая».
А что же первый памятник? Он пылился в чулане до самой смерти императрицы. Но как только на трон взошел сын Екатерины, император Павел I, все изменилось. Новый император во многом руководствовался принципом «назло маме отморожу уши». Может быть, именно благодаря этому он и велел установить нелюбимый и невезучий памятник Петру I перед своей новой резиденцией, Михайловским (Инженерным) замком. И посвящение тоже придумал в пику матери: «Прадеду — правнук».
Так и получилось, что начали памятник при Петре I, а установили почти век спустя при его правнуке, Павле I.
Барельефы на пьедестале памятника приносят удачу. С одной стороны — барельеф «Полтавская баталия». Здесь нужно дотянуться до копыта коня Петра I (это тоже Лизетта!) и загадать желание.
С другой стороны — барельеф «Битва при Гангуте». Если «подтолкнуть» утопающего моряка в лодку, это поможет выплыть на экзамене.