ПРАДЕДУ — ПРАВНУК

В Петербурге множество памятников Петру I, основателю города. Но самая необычная судьба — у самого первого памятника.

«Прадеду правнук» (Садовая ул., д. 2В) 
1716 — 1800, скульптор Б. К. Растрелли
(фото — О. Феофанова)

Модель памятника сделал еще при жизни Петра I скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Царь Петр хотел поставить конную статую на Коллежской площади на Васильевском острове — тогда это была главная площадь Петербурга. Но не успел.

В бронзе отливал статую сын скульптора, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (создатель Зимнего дворца). Дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна, хотела поставить статую отца перед Зимним дворцом. Но не успела.

Кстати, на памятнике Петр изображен верхом на любимом коне... по имени Лизетта. Судя по всему, имя это император очень любил. Потому что именно так он назвал (и именно в такой последовательности):

  • любимую собаку (терьер Лизетта, 1705)
  • любимую лошадь (персидский скакун Лизетта, 1705)
  • любимый корабль (шестнадцатипушечная шнява по проекту самого Петра, 1708)
  • любимую дочь (Елизавета Петровна, 1709)

Если посмотреть на памятник строго в профиль, левая передняя нога Лизетты очень напоминает ботфорты.

(фото — О. Феофанова)

Екатерине II памятник не понравился, поэтому она повелела создать и установить новый монумент, ныне известный как Медный всадник. Посвящение для постамента выбрала краткое, но выразительное: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Гром-камень, постамент Медного всадника 
(фото — О. Феофанова)

А что же первый памятник? Он пылился в чулане до самой смерти императрицы. Но как только на трон взошел сын Екатерины, император Павел I, все изменилось. Новый император во многом руководствовался принципом «назло маме отморожу уши». Может быть, именно благодаря этому он и велел установить нелюбимый и невезучий памятник Петру I перед своей новой резиденцией, Михайловским (Инженерным) замком. И посвящение тоже придумал в пику матери: «Прадеду — правнук».

Так и получилось, что начали памятник при Петре I, а установили почти век спустя при его правнуке, Павле I.

Барельефы на пьедестале памятника приносят удачу. С одной стороны — барельеф «Полтавская баталия». Здесь нужно дотянуться до копыта коня Петра I (это тоже Лизетта!) и загадать желание.

"Полтавская баталия"
 1800, И. Теребенев, В. Демут-Малиновский, И. Моисеев, М. Козловский
(фото — О. Феофанова)

С другой стороны — барельеф «Битва при Гангуте». Если «подтолкнуть» утопающего моряка в лодку, это поможет выплыть на экзамене.

"Битва при Гангуте"  
1800, И. Теребенев, В. Демут-Малиновский, И. Моисеев, М. Козловский
(фото — О. Феофанова)

 

Бронзовый МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I. Название свое он получил благодаря одноименной поэме Пушкина. На самом деле всадник не медный, а бронзовый.

Медный всадник (Сенатская площадь)
1782, скульптор Этьен Фальконе
(фото — Ольга Феофанова)

Медный всадник - первый установленный Петру I памятник. Хотя выполнен он был вторым. Самый первый памятник (история которого началась еще при жизни Петра I) не понравился Екатерине II. Поэтому был установлен гораздо позже Медного всадника, после смерти Екатерины. Вот такая запутанная история.

Скульптор Этьен Фальконе отдал памятнику 12 лет жизни. Голову Петра лепила его ученица, Мари Анн Колло. Кстати, в Русском музее можно заглянуть в глаза Медному всаднику — и увидеть, с какой любовью царь Петр смотрит на свой город.

Петр I, скульптурный портрет Мари Анн Колло (Русский музей)
(фото — Ольга Феофанова)

Стоит конная статуя на знаменитом Гром-камне. Огромный камень для постамента обнаружили в окрестностях Конной Лахты. В том месте, где его извлекли из земли, образовался пруд, который назвали Петровским. С Лахтой, кстати, Петра I связывает не только Гром-камень и Петровский пруд, но и история о спасении утопающих.

Чтобы дотащить валун весом 1800 тонн до пристани, понадобилось почти пять месяцев, четыреста человек и специальная «шаровая машина». Эта машина представляла собой медные сани, катившиеся на медных шарах по медным желобам. На месте медных желобов теперь проходит Конно-Лахтинский проспект. В честь успешной доставки камня в Петербург была выбита медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Транспортировка «Гром-камня»
1770, гравюра Якоба Шлея по рисунку Ю. М. Фельтена

Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Это событие очень любопытно описано в путеводителе 1838 года «Прогулка съ дѣтьми по С. Петербургу и его окрестностямъ». Один из первых путеводителей по Петербургу написал Виктор Бурьянов (настоящее имя — Владимир Петрович Бурнашев), первый профессиональный петербургский журналист.

Памятник Петра имел на всех столь необычайное влияние,.. что пробудил даже пиитический талант в известном стихотворце Рубане, который всегда на все случаи писал неудачные, по большей части, вирши, а в этот раз истинное вдохновение посетило его, и он описал это так...
Колосс Родосский, днесь смири свой гордый вид!
И Нильски здания высоких пирамид,
Престаньте более считаться чудесами!
Вы смертных бренными соделаны руками.
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины,
И пала под стопы Великаго Петра.
Открытие монумента Петру Великому
1782, гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова

Самое необычное изображение Медного всадника можно найти в японской рукописи 1807 года «Канкай ибун» — «Удивительные сведения об окружающих морях». Рукопись появилась благодаря японским морякам, попавшим в Россию после кораблекрушения в 1794 году. Вернувшись в Японию, они рассказали о своих странствиях и жизни в России, в том числе о посещении Петербурга в 1803 году.

Медный всадник глазами японских моряков
11-й свиток «Канкай ибун»
13.10.2023
13.10.2023

 Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино,  на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона  решительное сражение.
     К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий

Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в  деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса  из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.
    Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.
    Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.
     В течение 6 сентября (25  августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.
    Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской  канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.
 Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской   армии достигали 44 тысяч человек.

    О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

    "Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."
 И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...

 

 

Новости Педиатрического университета

 

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812 • Большая российская энциклопедия - электронная  версия

23.09.2023
ТРЕНАЖЕРЫ
23.09.2023

 Тренажер по датам он- лайн

https://4ege.ru/dati/

Треннажер по терминам

https://4ege.ru/termini/

Блиц опросы

https://4ege.ru/isv/

02.09.2023
02.09.2023

 

Как составить план подготовки к ЕГЭ по истории?

Шаг 1. Изучите формат экзамена.

Вы должны заранее знать, к чему именно вам предстоит готовиться. Для этого можно скачать на сайте ФИПИ (www.fipi.ru) контрольно-измерительные материалы. КИМ состоит из трёх документов - демонстрационного варианта, кодификатора и спецификации.

Демоверсия.
Распечатайте ее и выполните предложенные задания, затем проверьте себя по ответам и внимательно изучите критерии оценивания.
Критерии оценивания части 2 – это самое важное в демоверсии. Чем лучше вы понимаете, чего от вас хотят увидеть проверяющие, тем более качественным по меркам ЕГЭ получится ваш ответ. Работа с демоверсией – первый шаг к этому.

Кодификатор.
Здесь вы найдете перечень всех тем, знание которых проверяется на ЕГЭ. Там же – список всех событий всеобщей истории, которые могут встретиться в экзаменационном варианте (см. задания 1 и 11).

Спецификация.
Этот документ стоит просто просмотреть, чтобы лучше представлять себе структуру экзамена. В обобщенном плане экзаменационного варианта содержится вся информация по каждому заданию – максимальное количество баллов, проверяемые темы, формат задания и т.д.

Шаг 2. Оцените свои знания.

Общий уровень своей подготовки можно выяснить, решив любой экзаменационный вариант (демоверсию или вариант ЕГЭ из сборников). Ответы на задания с развернутым ответом можно проверить самостоятельно, а лучше обратиться по этому поводу к своему учителю в школе.
Результат первого такого тестирования – это ваша точка А. В ходе подготовки к экзамену будет множество промежуточных точек, и в итоге вы придете к своему итоговому результату (точка Б) непосредственно на экзамене.

Далее – определите уровень своих знаний по каждому историческому периоду. Знание своих «сильных» и «слабых» мест в истории поможет вам при планировании подготовки – чем лучше вы знаете определенную тему, тем быстрее и легче вы сможете подготовиться к ней. Самые сложные лично для вас исторические периоды желательно изучить в первую очередь, и только потом уже приступать к темам, в которых вы уже и так достаточно ориентируетесь. Если все темы вы знаете одинаково хорошо или одинаково плохо, то эта рекомендация не актуальна. В таком случае лучше всего изучать историю по хронологии, не путая себя лишний раз.

Шаг 3. Определите желаемый результат.

Здесь важно задать себе два вопроса.

Вопрос 1. Какой итоговый балл на ЕГЭ по истории мне нужен?
Посмотрите проходные баллы прошлых годов в те вузы, куда вы планируете подавать документы. Вычислите средний балл по каждому предмету. Учитывая, что проходные баллы имеют свойство меняться от года к году, увеличьте средний проходной балл еще на 10-15. Это и будет вашим ориентировочным результатом.

Вопрос 2. Хватит ли у меня времени и сил подготовиться к экзамену и получить желаемый результат?
Если у вас на подготовку есть один учебный год, и вы хотите сдавать одновременно историю, обществознание, географию, литературу, физику и английский язык – то стоит задуматься. ЕГЭ – не самое удачное время и место, чтобы распыляться. Если вы пишете первый пробный экзаменационный вариант по истории на 30 баллов, а на экзамене хотите получить 85+, то придется посвящать подготовке много времени.
Не пытайтесь учить с нуля одновременно несколько предметов по выбору, надеясь при этом на высокие результаты по каждому из них. Так не получится (проверено!). Учитесь адекватно оценивать ситуацию, расставлять приоритеты и рассчитывать свои силы и время на подготовку заранее.

Шаг 4. Составьте-таки план!

План подготовки желательно записать на листе бумаги и регулярно с ним сверяться. На что именно опираться при его составлении и насколько подробным его делать – решайте сами. Можно отталкиваться от кодификатора, количества страниц или параграфов в учебнике и т.д. Главное – чтобы это было удобно и эффективно именно для вас.

Здесь важно сразу оговориться: период XX века по своему объему и сложности примерно равен школьному курсу по истории IX-XIX вв. Откройте КИМы и посмотрите сами.
Если вы будете изучать период IX-XIX вв. в течение учебного года с сентября по апрель включительно, и за май «пробежитесь» по ХХ веку, вы совершите большую ошибку.

Если на изучение истории с нуля у вас имеется только один учебный год, и вы готовитесь к экзамену самостоятельно (без репетитора и курсов), то лично мне представляется наиболее оптимальным вариантом использовать метод двупараллельной (двусторонней) подготовки. Это означает, что с сентября изучается одновременно два периода: и IX-XIX вв., и ХХ век.

Как именно это совмещать – вопрос тоже индивидуальный.
Сценарий 1. Вы готовитесь к экзамену самостоятельно, а на уроках истории России проходите ХХ век. Если школьные занятия для вас полезны, то есть смысл тщательно готовиться к урокам по ХХ веку и активно участвовать в классной работе, а дома самостоятельно изучать период IX-XIX вв.
Сценарий 2. Если вы рассчитываете только на себя, то чередовать изучение этих двух блоков можно по дням недели или по неделям – как вам удобно.

Изучая историю с нуля, самое важное – прорабатывать период ХХ века уже с начала учебного года. Если ваши знания по разным историческим периодам неравномерны (см. шаг 2), то сосредоточьтесь сначала на том, что вы знаете хуже всего. Лучше знать все темы на твердую четверку, чем только половину тем, но на пятерку. Невозможно предсказать, что именно достанется вам на экзамене.
Поэтому главная задача при подготовке – успеть изучить все исторические периоды.

https://vk.com/wall-126886810_3817

03.06.2023
03.06.2023

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 

 

ЗАКОНЫ

Конституция и её проекты

1808-1809 - «Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанский

      разделение властей законодательная  (Государственная дума), исполнительная (министерства), судебная (Сенат).

      координация законодательной власти принадлежала Государственному совету во главе с императором.

      населению предполагалось даровать гражданские и политические права

1815 – Дарование Конституции Царству Польскому. Отменена в 1832 году

1821 -  «Государственная уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева

      законосовещательный парламент из двух палат: Сенат и Посольская палата. 

      разделение страны на 12 наместничеств

      царь возглавляет исполнительную власть и обладал правом законодательной инициативы

1822-1825 - «Конституция» Н. Муравьева (Северное тайное общество)

      конституционная монархия (двухпалатный парламент – Народное вече, император возглавляет исполнительную власть, как «верховный чиновник» страны)

      ликвидация сословий и крепостного права, введение личных свобод, равенство перед законом

      избирательное право - имущественный ценз

      сохранение помещичьей собственности на землю

1822-1825 - «Русская правда» П. Пестеля (Южное тайное общество)

      унитарная  республика (однопалатный парламент – Народное вече, правительство – Державная дума)

      создание органа контроля за соблюдением конституции – Верховный собор из 120 членов, избираемых пожизненно

      ликвидация сословий и крепостного права, введение личных свобод, равенство перед законом

      избирательное право - ценз пола и возраста.

1881 - «Конституция»  М.Т. Лорис-Меликова

      создать комиссии для подготовки законопроектов. В эти комиссии и Государственный Совет должны войти выборные представители общественности - принцип народного представительства

1918 – Первая Советская Конституция (на основе Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа)

1924  - Конституция СССР

1936 – Конституция СССР (Сталинская)

1977 – Конституция СССР (Конституция развитого социализма)

1993 – Конституция РФ

 

«Русская Правда» - первый письменный свод законов на Руси на основе Закона Русского

Ярослав Мудрый

«Правда Ярослава»

введение системы штрафов за правонарушения (вира)

Ярославичи

«Правда Ярославичей

отмена кровной мести

Владимир Мономах

«Устав Мономаха»

уменьшены % ростовщиков, запрещено отдавать в холопы за долги

1097 год – съезд князей в Любече по инициативе Владимира Мономаха, где договорились, что «каждый будет держать свою отчину»

Судебник Ивана III (1497) - начало оформления крепостного права

      устанавливал новую систему управления страной, вводил порядок судопроизводства

      закреплял изменения, которые произошли в распределении земельной собственности

      устанавливает порядок перехода крестьян в Юрьев день и в течение недели до и после этого дня, переход возможен после оплаты пожилого

Судебник Ивана IV (1550)

      систематизированы статьи, нормы одного права располагаются в одном отделе

      появляется сословный принцип наказаний, увеличена плата за пожилое

      появилась вышестоящая (вторая) судебная инстанция – Боярская дума и Великий князь (царь)

Соборное Уложение Алексея Михайловича (1649) - юридическое оформление крепостного права 

      кодификация законов, которые были классифицированы по отраслям

      введён бессрочный сыск беглых крестьян, крестьяне полностью закреплены за помещиком

      вводятся статьи о защите царской чести и о наказании за оскорбление царского величества

      ликвидированы белые слободы, определены права и обязанности всех сословий

сборник был впервые отпечатан типографским способом

 

Николай I – М.М. Сперанский – кодификация законодательства

  • Полное собрание законов Российской империи (1830)
  • Свод законов Российской империи (1833)

Александр III

  • Закон об обязательном выкупе крестьянами наделов (1881) - отмена временнообязанных отношений
  • Рабочее законодательство (1882-1886)

      запрет на труд детей до 12 лет

      запрет ночного труда для женщин и несовершеннолетних

      введена ответственность за участие рабочих в стачках

      ограничивался размер штрафов, запрет расплачиваться с рабочими через фабричные лавки

Николай II

  • 1905 – Основные законы Российской империи

      законопроект утверждается Думой, затем Государственным Советом и подписывается царём

      половина членов Государственного Совета назначается царём, другая половина избирается

      Государственная дума избирается на куриальной основе

  • 1907 – новый избирательный закон (третьеиюньская монархия, П.А. Столыпин)

С октября 1917 - Декреты (законы Советской власти)

1986-1988 - Законы «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации в СССР», «О государственном предприятии»

 

 

УКАЗЫ И ПОЛОЖЕНИЯ

Иван IV - указ о заповедных летах (1581, временный запрет Юрьева дня)

Фёдор Иванович - указ об урочных летах (1597, установление сыска беглых крестьян)

 

Алексей Михайлович - Новоторговый устав (1647, А. Ордин-Нащокин)

 

Пётр I

  • указ о единонаследии (1714) - объединение вотчины и поместья, введение обязательной службы для дворян, запрет дробления дворянских поместий
  • указ о престолонаследии (1721) - император сам назначает себе преемника
  • Табель о рангах (1722) – порядок прохождения службы, независимо от происхождения

Елизавета Петровна – указ об отмене внутренних таможенных пошлин (1754)

Екатерина II  

  • Жалованная грамота дворянству  (1785)

      подтверждено освобождение дворян от обязательной  службы, от подушной подати, телесных наказаний;

      право на неограниченное распоряжение имением и землёй вместе с крестьянами;

      присвоение дворянству звания «благородного, разрешены дворянские общества и дворянские собрания

  • Жалованная грамота городам (1785) – регламентировал статус городов и их жителей

Павел I - указ (Акт) о престолонаследии (1797) – определял порядок наследования престола по мужской линии

 

Александр Iуказ о вольных хлебопашцах (1803) - разрешал отпускать крестьян на волю с землёй за выкуп

Николай Iуказ об обязанных крестьянах (1842) - введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских  повинностей: барщины и оброка

Александр II - положение о губернских и уездных земских учреждениях (1864) – введение земств

Александр III

  • положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1881)

      власти могут закрывать любое учреждение, органы печати

      право внесудебного преследования

      право приостанавливать работу земств

  • положение о губернских и земских учреждениях (1890) – изменение выборов в земства в пользу дворян

 

МАНИФЕСТЫ

18 век

Пётр III - Манифест о вольности дворянской (1762, освобождение дворян от обязательной государственной службы)

Екатерина II

  • Манифест о свободе предпринимательства (1775, для всех сословий)
  • Манифест о присоединении Крыма (1783, строительство Севастополя)

Павел IМанифест (указ) о трёхдневной барщине (1797, рекомендовал ограничить барщину)

19 век

Александр IIМанифест об отмене крепостного права (1861, временнообязанные отношения)

Александр III  

  • Манифест о незыблемости самодержавия (1881, К. Победоносцев)
  • Циркуляр о кухаркиных детях (1887, о сокращении гимназического образования для детей из низших сословий)

20 век

Николай II

  • Манифест об усовершенствовании государственного порядка (1905, С.Ю. Витте)

      политические права и свободы

      легализация политических партии

      манифест о выборах в Государственную  думу

  • Манифест (Акт) об отречении от престола (1917, ликвидация самодержавия)